Жительница Лидского района ушла с работы из-за вопроса с транспортом. Что случилось? И можно ли было решить возникшую проблему?

03 Мая 2020 19955
Если поинтересоваться у лидчан, где бы они хотели жить, в городе или деревне, наверняка мнения разделились бы поровну. В городе комфортнее, удобнее, здесь много магазинов, банков, культурных объектов и т. д. В числе минусов – ограниченность квартиры и экология. В деревне свой дом, свой огород, сад, свежий воздух...

Но, кроме минимума удобств, есть еще недостаток – ограниченность в трудоустройстве. И если нет собственного авто, этот один из немногих недостатков может стать настоящей проблемой. О ней и рассказала редакции жительница деревни Мыто Ваверского сельсовета Светлана Федюшина.

Недоступная среда

Светлана Юрьевна не всегда была сельской жительницей. Не так давно она переехала в деревню, но работать осталась в городе. В принципе, в городских организациях трудятся сегодня многие жители деревни Мыто. Это их право. Однако выбирать приходится с учетом неблизкой дороги на работу. Сегодня Светлана Федюшина – пенсионерка и не работает. «Возможно, еще трудилась бы, – говорит она, – но именно транспортная проблема заставила уйти. Два с половиной года добиралась на работу в Лиду как придется. А потому сегодня разделяю и понимаю проблему других. Да и обращалась с ней не раз в автобусный парк №2».

– Транспортное сообщение с деревней Мыто и другими ближайшими деревнями неплохое. Через деревню или вблизи нее курсируют автобусы в Ваверку, Пелесу, Люборы, Заболоть, Желудок и т. д. Добраться на работу можно во все дни недели, кроме среды. Единственный автобус по средам прибывает в Лиду в половине десятого утра, – говорит Светлана Юрьевна. – На работу уже поздно.
 
В этот день, среду, по словам сельской жительницы, добраться до города можно только со знакомыми, на попутных или рассчитывая на доброту водителей проходящих по трассе междугородних автобусов. Почти так же и обратно. Последний автобус, который идет в сторону Мыто из Лиды, – автобус на Желудок в 14.40. Светлана Федюшина считает, что достаточно пересмотреть существующее расписание автобусов и немного изменить его. «К примеру, у автобусов в Люборы и Пелесу разница отправления в десять минут. Маршрут их частично совпадает. Почему бы один из рейсов на перенести на среду? – говорит она. – Мы не просим дополнительные автобусы, а лишь просим пересмотреть существующее расписание. Компромисс может быть найден».

Социальный стандарт выполнен более, чем на тысячу процентов

Организацией перевозок, в том числе разработкой расписания движения автобусов, в Лидском районе занимается гродненское предприятие ГОКТУП «Оператор пассажирских перевозок», в которое мы и обратились.

– Расписание всех маршрутов района составлено в соответствии с пунктом 44 «Правил автомобильных перевозок пассажиров» с учетом пассажиропотока по направлениям, часам суток, дням недели и периодам года, соотнесено с работой предприятий города, больниц, поликлиник, имеется стыковка с прибытием и отправлением как поездов на железнодорожный вокзал, так и автобусов на основных пассажирообразующих остановочных пунктах города, учтены такие факторы, как режим работы детских учреждений, а также режим труда и отдыха водителя, – отметил директор Валерий Савко. – Согласно государственным социальным стандартам, охват транспортным обслуживанием населенных пунктов с населением свыше 50 человек составляет 100 процентов с обязательным выполнением не менее 8 рейсов в неделю, до 3 км в зоне пешеходной доступности. По последним данным, в деревне Мыто проживает порядка 180 жителей. Через остановочный пункт «Мыто», а также через ОП «Поворот Мыто» (расстояние друг от друга – 1,5 км, т. е. в зоне пешеходной доступности) курсируют междугородный маршрут Лида-Гродно, пригородные маршруты Лида-Пелеса, Лида-Желудок, Лида-Ваверка, Лида-Люборы, Лида-Рулевичи, Лида-Серафины, Лида-Заболоть, осуществляя 102 рейса в неделю. Соответственно, социальный стандарт выполняется на 1275%. 

Ранее Светлана Федюшина обращалась по аналогичному вопросу в филиал «Автобусный парк №2 г. Лиды». При рассмотрении предложений, изложенных в ее обращении, была проведена работа с населением Ваверского и Тарновского сельсоветов (изучено мнение жителей), по результатам которой было принято решение изменений в действующую маршрутную пригородную сеть не вносить. На основании этого и принимая во внимание тот факт, что на сегодняшний день самоокупаемость пригородных маршрутов в Лидском районе без учета субсидий составила 45%, «Оператор пассажирских перевозок» считает внесение изменений в существующую пригородную маршрутную сеть нецелесообразным. Тем не менее в случае принятия такого решения Лидским районным исполнительным комитетом данный вопрос может быть рассмотрен повторно.

В управлении экономики Лидского райисполкома, куда мы также обратились, отметили, что вопрос пересмотра существующего расписания в направлении аг. Ваверка и д. Мыто пока не рассматривается. 

У семнадцати – личные авто, пятеро добираются автобусом

– В деревне Мыто сегодня проживает 176 человек, – рассказывает председатель Ваверского сельского Совета Александр Иодко. – Из них людей трудоспособного возраста – 108. 22 человека работают в Лиде или на предприятиях в направлении города. У семнадцати есть личные авто. У пятерых машин нет. Двое (муж и жена) работают в ОПНБ «Островля», и график работы у них посменный. Три человека ездят на работу к 8 часам утра. Получается, автобус нужен для троих? Несколько лет назад мы изучали эту проблему (Светлана Юрьевна обращалась в автопарк №2), опрашивали население – оказалось, что никому изменение расписания не нужно. Оно всех устраивает. 

Светлана Федюшина, в свою очередь, недоумевает: «Изменение расписания и автобус в среду нужны для жителей не только деревни Мыто, но и многих других деревень: Ковали, Красновцы, Косиловцы, Подольховка, в которых по дороге садятся пассажиры. И их немало, в утренние и вечерние часы собирается полный автобус. В каждой из деревень живут люди, работающие в городе и испытывающие те же трудности. Мы постоянно обсуждаем проблему и недоумеваем, когда и кто изучал мнение населения и почему не учел наше. Чтобы быть услышанными, мы решили собрать подписи и передать их в Лидский райисполком».

Транспорт не сдвинуть с места?

Кстати, что касается местного сельхозпредприятия, то Александр Иодко рассказал, что в свое время дойное стадо из деревни Новоселки было переведено потому, что работать на ферме стало некому. Многие трудоустроились рабочими на предприятия города. Это их выбор. Однако, выбирая работу, нужно прежде всего изучать существующее расписание транспорта.

Действительно, место работы – это выбор человека. А сельское хозяйство, увы, не всех привлекает. Однако о выборе не спорят. Да и сегодня мы говорим не столько о нем, сколько о другом – о том, что человек имеет право высказать свою просьбу, свое пожелание, быть услышанным и понятым, получить ответ и ожидать принятия тех или иных мер. 

*  *  *

Как бы парадоксально это ни звучало, но часто бывает, что транспорт не сдвинуть с места. Не раз редакции приходилось разбираться в проблемных вопросах одной из главных социально значимых услуг – транспортного обслуживания. По этому поводу можно привести хороший пример: после обращения лидчан к руководству Лидского райисполкома быстро решился вопрос транспорта до Ледового дворца и СОК «Олимпия» из спальных микрорайонов города (хотя выполнять перевозки и взялся частник). Однако положительных примеров гибкого решения возникающих вопросов нашими транспортными организациями можно привести не так уж много. 
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться