Молитва за «восточного Николая». Жительница Лидского района ухаживает за могилкой русского солдата

28 Апреля 2020 2744

Сегодня Радоница. А через полторы недели мы отметим праздник Великой Победы. Две даты сошлись так близко в текущем году. По этому поводу хочется рассказать историю одного захоронения в деревне Новицкие-2 Третьяковского сельсовета, за которым много лет ухаживает чужая деревенская семья, и которое, скорее всего, ищут где-то далеко родные люди.

Они не знают, что их отец и дед, пропавший без вести во время войны, нашел упокоение на лидской земле и что разорванные нити памяти много лет пытается связать жительница Лидчины. Она надеется также и на нашу помощь.

В начале Великой Отечественной войны многие советские солдаты попали в окружение, были взяты в плен. Среди них красноармеец Николай Михалёв. Однажды летом он появился в деревне Новицкие-2, в нескольких километрах от Лиды. Местная территория уже была во власти немцев, но семья Хитрун, приютившая Николая, сказала, что он их наемный работник.

Зинаиды Матвеевны Хитрун сегодня уже нет в живых. Есть ее дочь Ольга Николаевна Девятая, которая живет в родительском доме и хранит воспоминания матери:

– Я не знаю, сколько Николай жил в нашем доме, но он помогал по хозяйству и регулярно ходил отмечаться в управу. Мама говорила о нем как о добром человеке. Он не много рассказывал о себе, да и мама, вероятно, не расспрашивала. Он сказал, что его зовут Николай Михалев, что дома у него остались жена и двое детей. В то время ему было около 25 лет. Мама называла его «восточником», потому что он был с востока (из восточной части Беларуси или из России). Я помню, как молилась она все годы после войны за упокой души «восточного Николая».

Николай Михалев вышел на связь с партизанами «Искры» и иногда ходил под Докудово. Но жил в Новицких-2. Пока не произошел роковой случай. Однажды он шел возле деревни Кенти (возможно, в Докудово), а тем временем в деревне началась ссора. Рядом оказались немцы. Кто-то крикнул: «Партизаны!» Немцы открыли огонь. Николай бросился к ближайшему ржаному полю, но был быстро настигнут вражеской пулей.

Деревенская семья похоронила солдата на местном кладбище недалеко от своих семейных захоронений. За могилкой «восточного Николая» Зинаида Матвеевна ухаживала всю жизнь. Теперь это делает ее дочь. Она хранит воспоминания и ищет родственников солдата.

Ольга Николаевна уже обращалась в районный военкомат, в интернет-архив «Мемориал», в программу «Жди меня». К сожалению, пока безрезультатно. В райвоенкомате ей сказали, что родственников Николая Михалева следует искать не в Могилевской области, а в России (из Беларуси такой не призывался). На «Мемориале» есть несколько Николаев Михалевых того же возраста, которые пропали без вести, из разных уголков России. Где искать точно, также неизвестно. Женщина не дождалась вестей из «Жди меня».

– Его родных надо найти, – уверена Ольга Николаевна. – Раньше это было трудно сделать, а теперь возможно благодаря Интернету. Вероятно, дети и внуки ищут место захоронения своего отца и деда.

Мы пообещали Ольге Николаевне также помочь: обратиться к коллегам-журналистам в регионах России с просьбой напечатать в газетах информацию о поиске родственников Николая Михалева. А пока жительница Лидчины, как и ее мама, в молитвах за упокой душ усопших родных и близких людей молится и за упокой души «восточного Николая».

В качестве послесловия. Время скрывает от нас много неизвестного, чтобы когда-нибудь открыть тайну, сложить пазлы мозаики. Таких страниц в истории семьи Хитрун много. Николай Иосифович Хитрун, отец Ольги Николаевны, служил в польской армии и был взят в плен немцами. Среди охранников были в том числе и поляки. Каким же великим было удивление и радость Николая Хитруна, когда он встретил там своего однофамильца и односельчанина, также Николая Хитруна. Отец Ольги Николаевны вернулся домой живым. Женщина считает спасение семьи величайшим счастьем, милостью Божьей. Кстати, ее бабушка (по линии отца) Екатерина Васильевна Хитрун спасла от уничтожения и долгие годы хранила дома огромную икону «Рождества Христова», которую несла из Лиды (из закрытой церкви) в Новицкие-2, словно пушинку. А Зинаида Матвеевна Хитрун, о которой мы говорили выше, предоставила убежище не только «восточному Николаю», но и сутки прятала в подпечке молодую еврейку с ребенком. Она говорила ей: «Оставайся, у нас тихо, я тебя спрячу». Но та отказалась: «Пойду догонять своих». Разве это не есть маленькие пазлы в мозаике Великой Победы?! А память потомков одной семьи – в полотне народной памяти.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться