Изменить сознание людей сложно. В Лидском районе проходят рейды по пресечению возгораний, вызванных палом сухой растительности

17 Апреля 2020 1135
Ранняя и сухая весна развязала руки многим дачникам и владельцам сельхозугодий. Желая по-быстрому очистить свои участки от скопившегося за зиму мусора, не убранной в прошлом году сухой растительности, люди начали их жечь.

Цифры статистики неутешительные: спасатели уже ликвидировали 11 пожаров травы и кустарников (для сравнения: в прошлом году за аналогичный период возгораний было зарегистрировано в четыре раза меньше). Трижды в этом сезоне горели торфяники, дважды – лес (в прошлом году случаев за аналогичный период не было).
 
…Прошедшие выходные выдались праздничными: католики отметили Пасху, православные – Вербное воскресенье. И пока одни красили яйца и пекли куличи, другие украшали веточки вербы, спасатели, а также представители всех субъектов профилактики Лидского района: РОЧС, РОВД, ЖКХ, природоохранных служб, лесхоза, зонального центра гигиены и эпидемиологии и других – проводили рейды по предупреждению пожаров и возгораний. Маршрутов было 13. Таким образом, в поле зрения проверяющих попал каждый населенный пункт региона.  

Журналист «Лідскай газеты» в рейд отправился вместе со старшим инспектором инспекции надзора и профилактики Лидского РОЧС Александром Русаком. 

– Такие профилактические мониторинги мы проводим ежедневно, в том числе по выходным, начиная с прошлой недели, – по дороге обсуждаем со специалистом оперативную обстановку. – Нынешний год достаточно сложный. Ситуацию усугубила не столько ранняя весна, сколько бесснежная зима и недостаток влаги. Из-за этого пожары в экосистемах начались значительно раньше. И вот в чем парадокс: люди слышат и знают про вред и опасность палов сухой растительности, но с завидным упорством продолжают поджигать, надеясь, что их беда не коснется. Менталитет, что ли, у нашего человека такой?!  Однако цель рейдов – не наказать человека, а объяснить, провести именно профилактическую работу. С помощью громкоговорителя мы напоминаем людям о недопустимости палов сухой растительности, о требованиях безопасности при сжигании мусора, раздаем буклеты с рекомендациями.


В зоне особого внимания рейдовых групп – деревни и дачные поселки. В их окрестностях чаще всего и начинает гореть трава. Нередко пожары перекидываются на соседние дома. За всем этим – те, кто вполне осознанно щелкает зажигалкой, бросает зажженную спичку или окурок. 

На нашем с Александром Русаком маршруте порядка 40 деревень Ходоровского, Песковского и Белицкого сельсоветов. Проезжая один населенный пункт за другим, отмечаем: к счастью, все тихо. Но в данном случае отсутствие результатов в виде разведенного костра или горящей сухой травы – это тоже результат, причем существенный: значит, профилактика работает, значит, ежедневные рейды и беседы с людьми не проходят зря. 


В деревне Хлусы-Субочи, расположенной на самой границе со Щучинским районом, мы встретили одиноко идущего велосипедиста. Им оказался 83-летний Генрих Печурщик. Инспектор РОЧС вышел из машины и, сохраняя дистанцию в полтора метра, объяснил вред и опасность сжигания сухой травы, напомнил об осторожности при курении.


– Ну что вы? Вон у соседей такая трагедия произошла (речь идет о недавнем пожаре, произошедшем в деревне Нарчи Щучинского района, когда сгорело более 20 домов. – Прим. автора)! Знаете, а я и по молодости никогда не имел привычки наводить порядок по весне у дома с помощью спичек, а в теперешнем возрасте даже и начинать не хочу: скорость и реакция ведь совсем не те. Да и для экологии это вредно: столько насекомых, птиц погибает – жалко. А что касается курения, так я сроду сигареты в зубах не держал. Но буклетики ваши почитаю и бабке своей дам – для ознакомления.  


Продолжаем путь. В Заброевцах с полным ведром воды нас встретила Надежда Ивановна Крупица. Сама женщина проживает в Гродно, в деревню приехала помочь 64-летней родительнице по хозяйству. По ее словам, мама иногда сжигает мусор, но исключительно в железном ведре, на поле, далеко от дома, и только в безветренную погоду – боится, так как в свое время, в 2008 году, стала свидетелем пожара в Дятловском районе. 



В рейде мы были уже несколько часов, и список деревень по нашему маршруту, обязательных для посещения, заканчивался, когда мы увидели дым. Он поднимался высоко в небо и сразу рассеивался, стараясь «не выдать» своих хозяев. Но опытного специалиста не проведешь – Александр Русак костер нашел… по запаху. Супружеская пара наводила порядок, сжигая мусор. Причем расстояние от дома они соблюдали – более 15 метров, костер хорошо окопали, рядом поставили на всякий случай огнетушитель, ведро с водой, да и сами не отходили ни на шаг – следили за ситуацией. И если бы не ветреная погода, запрет на разжигание костров, вопросов к ним не было бы. А так Александр Русак попросил костер затушить, что мужчина и женщина сделали сразу.  


Супругам инспектор РОЧС также вручил информационные буклеты и напомнил о соблюдении правил пожарной безопасности в быту, о правилах разведения костров, о недопустимости выжигания сухой растительности, предупредил, что за нарушения предусмотрена административная
ответственность.


А если предупреждать некого? 

Еще один пожароопасный момент – бросовые дома. Такие в Лидском районе есть на территории каждого сельсовета, но больше всего, конечно, их в отдаленных деревнях. Приусадебные участки, по колено в сухой траве, нам встречались не раз.



Инспектор Лидского РОЧС фотографировал их, помечал в своем журнале месторасположение, чтобы по возвращении проинформировать председателей сельских Советов. «Нужно или искать хозяев, чтобы они навели порядок, или сносить такие домовладения, – рассуждает Александр Русак. –  Опасность в том, что доступ в такие бросовые дома абсолютно свободен. Этим могут воспользоваться лица без определенного места жительства или другие граждане, ведущие асоциальный образ жизни. Один непотушенный окурок – и пожара не избежать. Причем огонь в считанные секунды «разбежится» по всей округе, не щадя в том числе жилые домовладения». 




Меры воздействия

В Лидском РОЧС напоминают: за умышленное выжигание сухой растительности предусмотрен крупный штраф – до 1080 рублей. Сжигать мусор разрешается, но при этом важно соблюдать простые правила.

– Делать это нужно только в безветренную погоду. Под рукой обязательно должны быть средства тушения. Костер можно разводить на расстоянии 10 метров от построек, 20 метров от леса, 30 метров от соломы. Гриль или мангал можно ставить на расстоянии как минимум 4 метра от дома, – отметил старший инспектор инспекции надзора и профилактики Лидского РОЧС Александр Русак.


А вот от выжигания сухой растительности стоит вовсе воздержаться. Весенние палы, во-первых, причиняют природе колоссальный вред: уничтожаются плодородный слой почвы, растения, насекомые и гнезда птиц, не говоря уже об ущербе для экологии, в том числе углекислом газе, который выделяется во время пожаров. Во-вторых, распространение огня по сухой траве сложно контролировать. 

– Больше всего удручает то, что проблема повторяется из года в год, хотя теоретически ее могло бы вовсе не быть. Но изменить сознание людей сложнее, чем потушить пожар, – сказал в конце нашей беседы Александр Русак. 


Между тем, ежедневные рейды по пресечению возгораний, вызванных палом сухой растительности, в Лидском районе продолжаются. Что касается прошедших выходных, представителями субъектов профилактики было составлено четыре протокола за нарушение правил пожарной безопасности: два по линии МЧС, по одному – по линии лесхоза и зонального центра гигиены и эпидемиологии.


Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться