Обитель Святого Паисия. На Лидчине строится первый за последние два века православный монастырь

26 Февраля 2020 5366

Строящийся монастырь в честь святого Паисия Святогорца, а пока – одноименное архиерейское подворье, расположился всего в 10 километрах от Лиды, в уединенном месте посреди леса, рядом с деревней Ольжево. Мы отправились туда, чтобы узнать, как живут первые монахини и как создается будущая обитель.

Благого дела начало

Чтобы добраться к подворью, едем через деревню Палубники и, к своему удивлению, встречаем хорошую асфальтированную дорогу. По обе стороны ее – лес, на окраину которого то и дело выбегают любопытные косули. Вскоре взгляду открывается большая поляна, в центре которой – несколько строений. На одном из зданий – луковка купола с крестом. Мы – на территории строящегося женского монастыря в честь преподобного Паисия Святогорца.

Когда-то здесь был хутор. Ольжево – хуторная деревня, с домами, разбросанными то тут, то там. Один из них и был выбран для будущего места монашеской жизни: невдалеке от цивилизации и в то же время уединен, но с электричеством и колодцем с хорошей водой.

На территории хутора изначально было несколько построек, в том числе ветхий дом столетней постройки. Матушка Кассиана, монахиня с двумя высшими образованиями, знанием иностранных языков, которая водит машину, профессионально звонит в колокола, здесь, в лесу, с нуля начала создавать женский монастырь с помощью Божией и всех неравнодушных людей. Сейчас на этом месте сложилась небольшая монашеская община. А вообще, монашеская жизнь в Лидской епархии, где не было православных монастырей с XVIII века, зародилась по инициативе епископа Лидского и Сморгонского Порфирия.

Матушка Кассиана рассказывает, что сама выросла в деревне, на хуторе. Городской жизни предпочитает тихую, уединенную, сельскую. В Лидскую епархию для организации монастыря была переведена из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

Со дня основания пройдет чуть больше года, и с помощью Божией, по молитвам небесных покровителей, сестры поставят коробку здания для корпуса на 16 монашеских келий. Отремонтируют столетний дом, где оборудуют молитвенную комнату. Приведут в порядок еще одну постройку, где разместят несколько келий и трапезную. И заживут настоящей монашеской жизнью.

С помощью Божьей и людской

Матушка Кассиана признается: «В чем-то мы и сами не ожидали, что так все сложится и получится. Вначале мы были настолько стеснены в средствах, что за день до первого богослужения я вынуждена была обратиться к архиерею с просьбой выдать нам денег на букет цветов для его же встречи. Икону, которую мы торжественно, сопроводив поздравительным словом, «подарили» владыке (а она была подарена мне на день пострига, и владыка об этом знал), он позже великодушно мне вернул. Так мы начинали…»

– Однажды приехал человек и говорит: «Я могу пожертвовать вам блоки». Я не понимала, зачем нам блоки. Ближайшие два-три года мы не сможем ничего строить, потому что никаких денег нет. Будут они лежать, мокнуть три года. Но жертву решили принять. Потом нам привезли бывшие в употреблении фундаментные блоки. Мы долго думали и решили залить фундамент. А потом я завела страницу в Фейсбуке, начала писать про нашу жизнь. Люди начали отзываться и помогать нам. Кто-то помогал стройматериалами, цементом, блоками, кто-то поддерживал средствами. Одним было интересно монашество, другие просто хотели помочь, третьи заинтересовались именно монастырем в честь святого Паисия Святогорца. Это очень известный святой, наш современник, который имел удивительный дар – простого, доступного слова. Издано шесть томов его книг, которые переведены на многие языки. И всем людям близко и понятно то, о чем он говорил. Все это – помощь Божия и добрых людей, которую иначе как чудом не назовешь.

Конечно, не все было гладко и просто. К примеру, руководить стройкой должен прораб, а пришлось это делать хрупкой матушке.

– Стройка – отличное место для молитвы. Особенно если ты до крайности стеснена в средствах. Бетонорез, который нам пожертвовали на один день, чтобы укоротить бывшие в употреблении плиты перекрытия, то работал, то не работал. «Замокает свеча», – в какой-то момент обреченно сказал рабочий. А в это время простаивает кран, рабочие, у которых вот-вот выйдет весь запас терпения от такой стройки, а заодно и рабочий день, ждут. Темнота подступает, день клонится к вечеру. Вот тут и начинается очень содержательное и внимательное общение с Богом и со святым Паисием...

Кстати, ситуация с дорогой, которую заасфальтировали вскоре после того, как сюда поселились будущие монахини, тоже чудо. Ее ведь здесь практически не было. Вернее, была гравийная дорога – как стиральная доска. И вдруг сестры видят: машины возят песок, дорогу асфальтируют. Промысел Божий!

Место молитвы

Решение организовать в Лидской епархии женский монастырь было принято не случайно. Как уже говорилось, идея принадлежала епископу Лидскому и Сморгонскому Порфирию и была обусловлена тем, что в нашем крае более двухсот лет не было ни одной обители. Монастырь – это место молитвы, а монахи – люди, которые полностью, без остатка, посвящают себя Богу, уходят в монастырь для того, чтобы постоянно молиться – за людей, за весь мир. И это очень хорошо, если в каждом городе (или около него) есть такое место молитвы.

Строящийся монастырь в честь преподобного Паисия Святогорца пока существует в статусе архиерейского подворья. Однако с первого дня здесь ведется полноценная монашеская жизнь. Сестры молятся и вычитывают полный богослужебный круг.

– В воскресные и праздничные дни сестры ездят на богослужения в Свято-Михайловский собор. В будние дни по утрам и вечерам сами вычитывают богослужебный круг. Стараются молиться и в течение дня.

День на подворье начинается в 6 часов утра, далее – до половины десятого – установленные службы. В половине одиннадцатого – ранний обед. После сестры выполняют необходимые работы по хозяйству. На склоне дня – ужин и вечерние молитвы. Вечером возвращаются в кельи, где проводят время в уединении и молитве, за чтением святых отцов.

Послушание и отсечение своего «я»

– Для монахов самое главное – послушание, отсечение своей воли, – говорит матушка Кассиана. – Монах – это человек, который отрекается от всего, от себя. Через такое отсечение воли он учится отсекать свои греховные страсти.

Любой человек, который приходит в монастырь, проходит через послушания. Как правило, для новоначальных они даются самые сложные. К примеру, уборка коровника, мойка посуды на кухне.

Матушка Кассиана вспоминает, что и сама она в первые годы в Свято-Евфросиниевском Полоцком монастыре несла послушание в коровнике: «Четыре года на монастырской ферме – лучшее, что было в жизни в плане «тренингов» личностного роста. Такую концентрацию объективных и полезных знаний о себе трудно почерпнуть где-то еще». А если вспомнить популярную книгу «Несвятые святые», автором которой является нынешний митрополит Псковский Тихон, настоятель Псково-Печерского монастыря, то он, коренной москвич, выпускник ВГИКа, начинал монашеский путь в том же монастыре, убирая в коровнике навоз.

– Некоторые думают, что пришел в монастырь – и сразу его взяли. Нет. Человека долго испытывают, есть в нем призвание к монашеству или нет, – говорит настоятельница. – Можно очень хотеть в монастырь, но быть к монашеству не способным. Есть люди, которые часто бывают в монастырях, но когда принимают решение жить в монастыре, получают другие искушения, видят совершенно иную жизнь и ее правила. Для мирской логики, где каждый человек – центр Вселенной, монашеская жизнь может показаться вообще сумасшествием. Здесь идет отречение от страстей, ущемление своего эгоизма, своего «я», что в современном мире непопулярно. Поэтому какое-то время человек сам присматривается к монастырю и монастырь присматривается к человеку. Уже потом – постриг в иночество, монашество. При постриге в монашество даются обеты нестяжания, безбрачия и послушания. Их нарушение считается клятвопреступлением. Поэтому монашеский путь должен быть взвешенным и обдуманным решением.

В монастырь не уходят, а приходят

 – К монашеству сегодня есть интерес, – говорит матушка. – У каждого он разный. Кто-то считает нас сумасшедшими, кого-то наша жизнь удивляет, кого-то вдохновляет, кого-то заставляет задуматься над серьезными вопросами. Но часто встречается и стереотипное мышление. Например, некоторые считают, что монахиня – это женщина, у которой случились неудачи в личной жизни, трагедия, несчастная любовь. А когда видят в монастыре образованных, перспективных, жизнерадостных и ресурсных людей, которые пришли в монастырь явно не от нужды, не от печали и не от того, что не могли устроиться в миру, у которых мотивы совершенно другие – именно служить Богу, то, конечно же, удивляются и даже о чем-то серьезно задумываются. Часто говорят: “А я и не знал, что монахи бывают такие”.

В субботние дни после литургии на подворье есть традиция устраивать чаепития с владыкой, беседовать, получать ответы на важные вопросы.

Многие интересуются монашеством для себя.

– У нас есть свои критерии приема в монастырь. И я думаю, что нас много не будет, – говорит настоятельница. – Сейчас по разным причинам люди уходят в монастырь. Кто-то – потому, что ему негде жить, кто-то по иным причинам. У нас благословение брать таких людей, у которых есть призвание к монашеской жизни. Таких людей много не бывает. И все-таки мы вынуждены некоторым отказывать. Во-первых, жить у нас пока особо негде. Вообще, считается, что идеальный возраст для прихода в монастырь – до 30 лет. Человек в силу своего молодого возраста может достаточно глубоко понять монашескую жизнь, проникнуться ею, стать на этот путь и по нему идти. Но бывают и исключения. В монастыре нужно слушаться, отсекать свою волю, а это очень непросто, когда человек в возрасте. Да и вообще, непросто людям вырваться из мира целиком и полностью, особенно когда половина жизни или большая ее часть прожита в миру.

...Многие приезжают на подворье посмотреть, потрудиться, погостить. И, как правило, после возвращаются еще. Вернуться сюда захотелось и мне. Атмосфера здесь царит необыкновенная. Природа вокруг – изумительная. Матушка – открытая для общения, гостеприимная. И на душе здесь радостно и легко. Спадает с плеч груз суеты, хлопот и переживаний. Кажется, что, приехав сюда одним человеком, возвращаешься другим.

Архиерейское подворье в честь святого Паисия Святогорца открыто для всех. Сюда можно приехать. Сестрам можно помочь. Как? Об этом можно узнать на сайте подворья obitel-paisija.cerkov.ru. А по всем вопросам можно обратиться напрямую к матушке Кассиане, которая с сестрами по воскресным и праздничным дням бывает в Свято-Михайловском соборе. Здесь же можно купить монастырскую продукцию или опустить свою лепту в специальный ящик для пожертвований.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться