Чтобы воспитание не стало принуждением

15 Января 2020 1651

«Хотелось бы узнать мнение психолога о плюсах и минусах строгого воспитания ребенка. У нас с женой разные мнения по этому поводу. Я считаю, что нужно воспитывать детей в строгости, а жена говорит, что нельзя принуждать и навязывать – важно научиться выстраивать диалог с ребенком. А как вы относитесь к понятию «воспитание»?»

Максим.

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– Часто под воспитанием понимают принуждение, навязывание ребенку своих вкусов, требований, задач, планов и мечтаний: «Я его воспитываю таким, каким он должен быть», «Я знаю, что он должен знать, что он должен делать». Если воспитание воспринимать именно так, то лично я к этому отношусь негативно. Лучше, на мой взгляд, подобрать другое словосочетание – «помощь в развитии».

Известный американский психолог Карл Роджерс говорил, что взрослого по отношению к ребенку можно сравнить с садовником, который помогает растению. Функция садовника – обеспечить водой, направить на растение свет, удобрить почву. То есть создать условия для развития, но не тянуть за верхушку. Если вы будете тянуть за верхушку и в нужную вам сторону, вы его не вырастите, а скорее сломаете.

Что касается диалога, это несколько суженное понятие. Я бы сказала «взаимопонимание», «настрой на понимание ребенка». Да, важно, когда ребенок понимает родителя, но родитель больше может понять о ребенке. А что значит понять ребенка? Это прежде всего знать его потребности и учитывать их. Потребности меняются, и не только с возрастом, но и индивидуально, в зависимости от траектории, по которой ребенок движется. Поэтому в диалоге важно услышать ребенка: почему он не слушается, отказывается, грубит и т. д.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться