Об УДО сейчас не может быть и речи. Исполняющий обязанности прокурора Лидского района рассказал о Декрете №3, предусматривающем дополнительные меры по борьбе с коррупцией

28 Мая 2019 2145

10 мая этого года Президентом Республики Беларусь издан Декрет №3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией». Чтобы рассказать читателям, что собой представляет данный документ, редакция «Лідскай газеты» обратилась в прокуратуру Лидского района. Ведь прокуратура – это тот орган, который ведет контроль за исполнением законодательства о противодействии коррупции. На вопросы журналиста ответил исполняющий обязанности прокурора Лидского района Игорь Самускевич.

– Игорь Владимирович, с чем связана необходимость принятия дополнительных мер по борьбе с коррупцией?

– Главным препятствием эффективной реализации государственной антикоррупционной политики является ненадлежащая организация профилактической работы в государственных органах. Руководителями различных уровней и другими должностными лицами не принимаются меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих коррупции, что приводит к ее распространению и более тяжким последствиям. Поэтому в республике увеличилось количество коррупционных преступлений. В большинстве своем это нарушения некриминального характера, за нарушение которых должностные лица привлечены к административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Особенно уязвима в этом плане сфера закупок. Здесь коррупционные проявления нередки. Усугубляет ситуацию отсутствие единой системы подготовки специалистов в области закупочной деятельности.

Часто проявляют пассивность и формализм комиссии по противодействию коррупции, которые созданы на местах: не осуществляют сбор информации о коррупционных проявлениях, не разрабатывают и не реализуют необходимые профилактические мероприятия по выявлению и устранению коррупционных рисков.

Также ослаблен контроль руководителей за осуществлением организациями финансово-хозяйственной деятельности, что создает условия для взяточничества, хищения имущества и денежных средств юридических лиц, злоупотребления служебными полномочиями, причинения вреда интересам государства, образования просроченной дебиторской задолженности субъектов хозяйствования, задержки выплаты заработной платы или ее незаконного начисления. Для сокрытия фактов бесхозяйственности и непродуманной экономической политики допускаются приписки и фальсификация документов, что особенно распространено в сельском и лесном хозяйствах, других отраслях экономики. Имеют место многочисленные случаи завышения стоимости товаров, объемов выполненных работ и оказанных услуг, незаконного использования служебного транспорта и совершения на нем административных правонарушений против безопасности движения.

Также повсеместно распространены нарушения порядка декларирования доходов и имущества, оформления обязательств по соблюдению антикоррупционных ограничений. Выявлено значительное количество фактов несоблюдения государственными должностными лицами таких ограничений. Практически не задействован профилактический потенциал института предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

– А что понимается под понятием «конфликт интересов»?

– То, что должностные лица не должны оказываться в ситуациях, которые могут отрицательно повлиять на исполнение ими своих обязанностей. Например, директор предприятия не должен иметь деловые отношения с другой организацией, которой руководит его родственник, и т. п.

  – Словом Декрет №3 должен усилить комплекс мероприятий, которые реализуются в республике по выявлению, пресечению и профилактике коррупции, причин и условий, ей способствующих?

– Совершенно верно.

– Что предусмотрено данным документом?

– Невозможность представления тех, кто осужден за коррупционные преступления, к условно-досрочному освобождению и замены им неотбытой части наказания более мягким.

– Как видит дальнейшее развитие Декрета №3 о дополнительных мерах по борьбе с коррупцией прокуратура?

– Генеральная прокуратура подготовила проект Закона «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией». Предлагается усовершенствовать систему обмена информацией о коррупционных преступлениях. Государственные органы в случае выявления коррупционных нарушений обязаны уведомить об этом милицию. Также есть предложение обязать сообщать организации о выявленных правонарушениях. Руководитель должен знать о том, что происходит у него в организации. А специально созданные коррупционные комиссии на местах, получив эту информацию, смогут составить полную картину причин и условий, которые привели к тому, что, например, сотрудник использовал служебную машину в личных целях. Комиссия сможет выработать предложения по устранению причины подобного нарушения.

Планируется ввести ответственность для юридических лиц за дачу взятки. Если подкуп совершается от имени или в интересах юридического лица, эту организацию будет ожидать административная ответственность. Предлагается установить санкции за подобные нарушения в размере до 200% от суммы незаконно переданного вознаграждения, при этом сумма штрафа не может быть меньше 50 базовых величин.

Документ, подготовленный Генеральной прокуратурой, содержит ряд других нововведений о внесении изменений во многие существующие кодексы и законы, которые так или иначе затрагивают сферу коррупционных проявлений.

– Скажите, а существует ли сейчас такой механизм, как выплата вознаграждения при содействии выявлению, раскрытию коррупционных преступлений, чтобы стимулировать активность граждан?

– Существует. Выплата вознаграждений производится в случаях предоставления сведений о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление, или предоставления информации о местонахождении денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения коррупционного преступления. Вознаграждение человек также может получить за содействие предотвращению или возмещению вреда, причиненного коррупционным преступлением, за оказание иного содействия органам уголовного преследования. Сумма вознаграждения при содействии выявлению, пресечению, раскрытию или расследованию коррупционного преступления, относящегося к категории тяжких или особо тяжких преступлений, – до 50 базовых величин; к категории менее тяжких преступлений, – до 30 базовых величин.

– Игорь Владимирович, прокуратура Лидского района не только ведет контроль за исполнением законодательства о противодействии коррупции, но и пресекает коррупционные проявления. Пожалуйста, подробнее об этом.

– В прошлом году прокуратурой района внесено девять представлений руководителям организаций в сферах промышленности, здравоохранения, лесного хозяйства, сельского хозяйства и продовольствия и т. д. об устранении нарушений законодательства о борьбе с коррупцией. Семь должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, восемь – к административной, один руководитель освобожден от занимаемой должности. Официально предупреждено семь должностных лиц.

Планомерная работа по противодействию коррупции продолжена и в этом году. Внесен ряд представлений, предписаний за нарушение антикоррупционного законодательства, должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности и официально предупреждались.

– Декретом №3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией» утверждена невозможность представления тех, кто осужден за коррупционные преступления, к условно-досрочному освобождению и замены им неотбытой части наказания более мягким. То есть совершил коррупционное преступление – получи сполна. А до этого прокуратурой района часто ли рассматривались представления об условном освобождении, замене наказания более мягким и какие решения принимались?

– Например, в текущем году было рассмотрено пять представлений об условно-досрочном освобождении и замене наказания более мягким по коррупционным статьям. По всем прокуроры высказались об отсутствии оснований, и судом в УДО, ЗНБМ осужденным было отказано.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться