Покорить вершину. В Лидском районе работают три учителя-методиста – обладатели наивысшей категории профессионального мастерства

24 Мая 2019 2709
Вот уже который год кряду Лидчина неизменно держит высокий рейтинг в сфере образования. Это и многочисленные победы в республиканских конкурсах, и весомая копилка олимпиадных призовых мест, и стобалльные сертификаты на ЦТ. Столь высокий уровень качества образования во многом определен уровнем профессионального мастерства педагогов.

Талантливых учителей на Лидчине действительно много. Интересен такой факт: в нашем районе работают три учителя-методиста (справочно: всего в Гродненской области 25 учителей-методистов, трое из них – в Лиде). Кто же они, обладатели наивысшей категории, те, кто покорил самую вершину, пик педагогического мастерства?

«Светить всегда, светить везде, до дней последних донца»

Учитель английского языка Инна Булай в СШ № 8 работает более двадцати лет. Сама же является выпускницей этого учреждения образования. «Вообще, со школой № 8, – признается Инна Болеславовна, – связана вся моя жизнь. Здесь же, в одном классе, училась с будущим мужем, здесь же учились (и учатся сейчас) мои дети».

– Я никогда не стояла перед выбором профессии – просто была влюблена в английский язык, – говорит Инна Булай. – К счастью, эта любовь сохранилась, и сейчас я зажигаю огонь любви к английскому языку в своих учениках. О моем педагогическом кредо не скажешь лучше, чем у  Маяковского: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца. Светить – и никаких гвоздей. Вот лозунг мой и солнца». 

Отправной точкой на пути к вершине мастерства для Инны Булай стал конкурс «Учитель года-2011». На районном уровне она заняла 1-е место, на областном – вошла в суперфинал. Появился стимул работать с педагогами, передавать свои знания. Далее – сдала на высшую категорию. «Я ставлю себе цель и четко вижу результат, к которому должна прийти. Как на уроке, так и в каждом жизненном решении», – отмечает педагог.

– Миссия учителя-методиста, как я ее вижу, – быть связующим звеном между научными знаниями и практикой, – отмечает Инна Булай, – потому что у педагога, который в рамках урока передает знания детям, порой не хватает времени на свое профессиональное развитие. Задача учителя-методиста – найти, раскрыть в педагоге изюминку, помочь ему самоопределиться, стать профессионалом своего дела. 

– Начиная с 2011 года, у меня была мечта – открыть на базе нашей школы ресурсный центр преподавания иностранных языков. Правда, тогда он еще так не назывался – просто центр, который аккумулировал бы все лучшее, что есть в Лидском районе в области иноязычного образования. И в 2012 году на базе школы мы открыли районный ресурсный центр. В ходе динамичного развития профессионализма учителей и с помощью администрации школы в плане оснащения, с 2016 года мы уже начали работать в статусе областного центра. Организуем много встреч, семинаров районного, областного, республиканского уровней. Принимаем участие в международных конференциях. Делаем все возможное, чтобы повысить качество иноязычного образования в Лидском районе.

Если опытом не делиться, он будет не опытом, а грузом

Учитель изобразительного искусства СШ № 16 Наталья Ивановна Шостайло свою любовь к рисованию в детстве приобрела благодаря учительнице Раисе Николаевне Гулицкой (она и сейчас преподает в СШ № 17). Впоследствии ученица превзойдет своего учителя. Но прежде – окончит Брестский педагогический университет по специальности «Учитель начальных классов и изобразительного искусства». А поскольку изобразительное искусство в ее деятельности было выражено очень ярко, оно и стало ее единственной профессией. 

– Первым шагом к профессиональному совершенствованию стал рождественский фестиваль педагогического мастерства. На нем я впервые узнала, что есть такая категория – учитель-методист, – рассказывает Наталья Ивановна. – До этого принимала участие в конкурсе «Учитель года». Стала финалистом областного этапа. После приняла участие в конкурсе методических разработок, получив диплом 1-й степени на уровне республики. Стала членом республиканской творческой группы учителей изобразительного искусства. Узнав о категории учителя-методиста, я решила попробовать свои силы. Администрация школы поддержала мое стремление стать учителем-методистом (слова особой благодарности я адресую заместителю директора Наталье Михайловне Янчевской).

– Наверняка у такого педагога все ученики – художники? – невольно напрашивается вопрос.

– Все дети по большому счету – рисующие, – отмечает Наталья Шостайло. – Но… Приходит такое поколение деток, которое я называю «кнопочным». Хотя проблема этих детей совсем не в «кнопке». Мир меняется, и родители боятся, что ребенок дома что-то испачкает красками, испортит, опасаются дать ему кисти в руки. И когда в 1-й класс приходит ребенок, первое, чему я его начинаю учить, – это рисовать красками. Простой, цветные карандаши ему доступны и дома. А краски появляются в школе. Мы осваиваем технику работы акварелью, технику работы гуашью. Если раньше я стремилась откорректировать детскую работу, чтобы она была аккуратная, чтобы смотрелась взрослее, то сейчас я допускаю эту детскую неаккуратность. Разрешаю им так делать, потому что это их индивидуальность, их творческий подход. В своей профессиональной деятельности я использую много нетрадиционных техник рисования (монотипию, граттаж, ниткографию, кляксографию, рисование мыльными пузырями, пластилинографию и др.). Они облегчают детям создание произведения. Дети удивляются в процессе работы с нетрадиционной техникой: кажется, так просто, а результат получается очень красивый и яркий. Почти настоящая картина. Сейчас, к примеру, мы осваиваем новые техники работы с пластилином – пластилиновую мозаику и рисование пластилиновыми жгутиками. Детям нравится. Они в восторге.

Наталья Шостайло активно пропагандирует свой опыт на семинарах, курсах. Именно нетрадиционные техники рисования. «И традиционные тоже, – отмечает педагог. – Потому что зачастую изобразительное искусство в школе преподает учитель начальных классов, у которого недостаточно соответствующего опыта. Поэтому я делюсь своим. Ведь если не поделиться им и носить «в рюкзачке за плечами», он будет не опытом, а грузом. 

Кстати, в этом году вышло учебное пособие для детей с ослабленным слухом с иллюстрациями педагога Натальи Ивановны Шостайло.

– Моя работа приносит мне удовольствие. Особенно когда узнаешь, что твои ученики становятся участниками творческого процесса и даже превосходят тебя, – признается Наталья Шостайло. – Одна из моих учениц, Дарья Пышко, работает в Санкт-Петербурге, в мануфактуре по росписи матрешек. Было очень приятно, когда она, приехав в Лиду, вспоминала то, чему я ее обучала. Это пригодилось ей в жизни. Прошлогодняя выпускница Яна Пацына поступила в Брестский государственный университет на специальность, связанную с дизайном. Видя ее работы, я замечала, что она уже значительно меня превзошла. 

«У совершенства нет предела»

Учитель истории и обществоведения СШ № 8 Татьяна Марьяновна Сурконт была первым учителем-методистом в Лидском районе и к тому же первым учителем-методистом истории в Гродненской области.

Она, как и ее коллеги Инна Булай и Наталья Шостайло, также лидчанка. Правда, у нее с детства была другая мечта – стать археологом. Когда пришло время выбирать вуз, она обратилась в профориентационный центр с вопросом, где можно получить профессию археолога, и ей ответили: на истфаке.

 Любовь к истории также была в ней – благодаря знаменитым, легендарным учителям, имена которых известны не только на Лидчине, но и за ее пределами, – это Николай Владимирович Ивашин и Валентина Викторовна Меринг. Эти люди, ветераны Великой Отечественной войны, долгие годы преподавали в СШ № 1 и привили многим ученикам, в том числе Татьяне Сурконт, любовь к истории. «Как-то так совпало: археология плюс история, – говорит Татьяна Марьяновна.  – Правда, мне сказали, что археологи у нас не востребованы, поэтому моим призванием стала история». 

Татьяна Сурконт окончила Гродненский государственный университет. Училась заочно, и уже с 3-го курса начала преподавать историю и обществоведение в своей первой школе. Отработала в ней 23 года и вот уже третий год трудится в СШ № 8. Оглядываясь назад, вспоминает, что к высшей профессиональной ступени ее привела цепочка обстоятельств, людей, факторов. «С 2011 года я являлась членом республиканской творческой группы учителей истории и обществоведения. До этого был достаточно большой опыт побед в республиканских конкурсах, в том числе конкурсах исследовательских работ, – рассказывает Татьяна Сурконт. – Когда работаешь в группе с талантливыми людьми, хочется развиваться. Наш опыт начали транслировать в республике. Проходили мастер-классы. У меня на тот момент уже было все, что нужно, для сдачи на категорию «учитель-методист». Это и первое место в конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет», и публикации в республиканских журналах, и проведение мастер-классов на уровне республики и области, и многое другое. Оставалось написать работу – обобщение опыта». 

В Академии последипломного образования сейчас функционирует Координационный совет по работе с учителями квалификационной категории «учитель-методист», в который входят представители всех регионов Республики Беларусь. Татьяна Сурконт (представитель Гродненской области) является координатором деятельности учителей истории, обществоведения, географии, музыки, изобразительного искусства. Татьяна Марьяновна, как учитель-методист, активно делится своим опытом и совершенствует его, изучая опыт других. Она проводит мастер-классы, участвует в республиканских и международных конференциях, пишет рецензии на учебные программы, пособия, рабочие тетради. И в то же время не забывает свое основное предназначение – прививать любовь и стремление к вершинам знаний своим ученикам. 

*  *  *
Заведующая Лидским районным учебно-методическим кабинетом Ирина Шостко отмечает:

– Учителя-методисты – настоящие жемчужинки кадрового потенциала Лидчины. Это действительно Педагоги с большой буквы. Родители гордятся, когда их детей учат учителя-методисты. Их опыт востребован в образовательном пространстве всей Беларуси. На этих учителях лежит огромная нагрузка. И, тем не менее, к этой профессиональной ступеньке стремятся многие педагоги. Ее не так-то просто достичь. Все очень серьезно: нужно не менее трех лет иметь высшую квалификационную категорию, добиваться высоких результатов в педагогической деятельности и эффективно пропагандировать свой опыт. В этом году в Лидском районе есть еще два кандидата на получение категории «учитель-методист». Это Светлана Ивановна Гоголушко, учитель трудового обучения СШ № 16, и Нина Викторовна Можейко, учитель географии СШ № 1 г. Березовки. Хочу пожелать, чтобы 2019 год стал для них успешным и они смогли покорить вершину педагогического мастерства. 
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться