За десятку – рубль! Нужно ли платить ребенку за хорошие оценки?

15 Мая 2019 2647
«У нас с мужем разные взгляды на финансовое воспитание детей. Он считает, что их нужно денежно поощрять за хорошие отметки, вроде как это стимулирует лучше учиться. У них даже тарифы установлены: за десятку – рубль, за девятку – восемьдесят копеек и т. д. Я категорически против таких товарно-денежных отношений, но муж меня не слушает. Подскажите, как относиться к такому подходу к учебе? Стоит ли вознаграждать детей за оценки деньгами?»

Ирина Алексеевна.

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– Язык денег – один из тех, которые современные дети учат быстро и абсолютно без принуждения. Практика выдачи карманных денег, поощрение хорошего поведения рублем или преподнесенная бабушкой ко дню рождения кругленькая сумма – все это позволяет ребенку быстро понять выгоду своего личного материального благополучия. Поэтому когда родители в целях мотивации ребенка к учебе начинают поощрять десятки и девятки наличными деньгами, школьник быстро привыкает к новому способу «заработать».

Тем не менее, с точки зрения психологии, денежных отношений между родителями и детьми быть не должно. Денежные поощрения не помогают ребенку получить навык зарабатывания денег. Скорее, наоборот, развивают в нем эгоизм, негативно сказываются на поведении и самооценке. Откупаясь деньгами, папа и мама превращаются в работодателей, выплачивающих заработную плату. Это разрушает отношения.

А вот финансовой грамотности ребенка нужно учить обязательно. Для этого необходимо рассказывать и показывать, как планируется и ведется семейный бюджет. А с подростком 11-12 лет следует уже поговорить о заработке и попробовать дать ему «платные» поручения. «Платные» поручения – это то, что пригодится ребенку в будущем и сможет помочь ему заработать, когда он повзрослеет. Например, пусть сын или дочь поможет родителям в их работе или других занятиях, приносящих доход. Это может быть, например, расклейка рекламных объявлений или сдача макулатуры.

Карманные деньги не должны быть средством поощрения или наказания, это формирует нездоровое отношение к деньгам. Особенно если лишать детей карманных денег из-за плохих оценок – ребенок тогда может вообще «забить» на учебу. Грубо говоря, у детей формируется внешняя, неправильная мотивация – они начинают учиться ради денег, а не ради своих собственных знаний. А это значит, что если в какой-то момент родители не смогут заплатить ребенку положенную сумму, стимул учиться у него пропадет. Кроме того, это провоцирует ребенка на нечестные методы – например, исправление оценок в школьном журнале, скачивание рефератов в интернете, да и просто списывание.

Сумма, которая выделяется детям на карманные расходы, должна быть фиксированной. Лучше выдавать меньше денег, но регулярно. Не надо штрафовать детей за плохое поведение и несделанную уборку – так они не научатся обращаться с деньгами. Но если ребенок нанес кому-то финансовый ущерб, например, разбил окно в школе или сломал чью-то игрушку, то вот это как раз нужно компенсировать за счет его копилки.

В идеале вместо платы за хорошие оценки нужно развивать в ребенке внутреннюю мотивацию,  то есть сделать так, чтобы он сам был заинтересован в учебе. Это когда ребенок учится, потому что ему самому интересно. Если речь идет о подростках, то можно им объяснить, что хорошо учиться нужно ради того, чтобы сдать экзамены и поступить в престижный вуз или колледж. Ребят помладше можно заинтересовать самим предметом – например, посмотреть исторический фильм или отправиться на экскурсию в тематический музей.

Очень важно хвалить ребенка за его прогресс. Причем относительно себя самого, а не сравнивать его дневник с оценками соседских детей и одноклассников. Прошлая контрольная на «пятерку», а эта на «семерку» – молодец, так держать!
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться