Километры памяти и боли. В Лидском районе прошел традиционный автопробег по местам боевой славы

04 Мая 2019 3117

Сколько бы не прошло времени со дня Победы, со дня освобождения Лидского района от немецко-фашистских захватчиков, но время над памятью не властно. О мужестве и героизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны свидетельствуют памятники и обелиски, воздвигнутые на лидской земле благодарными потомками. 

Традиционно в преддверии 9 Мая в регионе проходит патриотический автопробег по местам боевой славы, участие в котором принимают представители власти, общественных организаций, предприятий, учреждений культуры и образования, военнослужащие, молодежь. Нынешний разъехался по трем маршрутам, общая протяженность которых составила десятки километров.

Маршрут №3. Лида. В списке шесть героических мест. На каждом участников автопробега встречали десятки местных жителей: представители трудовых коллективов, учащиеся школ – пятой, первой, пятнадцатой, семнадцатой… На каждом – митинг-реквием, минута молчания, троекратный оружейный залп, возложение цветов в знак уважения и благодарности подвигу тех, кто до последнего остался верен своему долгу… Но эта одинаковость лишь кажущаяся. На каждой остановке маршрута было все совершенно по-разному. И эти отличия – в истории каждого места, в воспоминаниях тех, кто говорил о войне.

…Братская могила подпольщиков и партизан на православном кладбище по улице Советской. Здесь покоятся 79 солдат, погибших при освобождении города, партизаны. 

– Мы находимся на священном месте. Старшее поколение помнит ту войну, младшее знает о ней из наших рассказов. Мы помним, как провожали на фронт наших отцов и дедов, братьев и сестер. Остались в памяти и недели ожидания заветных писем, эмоции от их получения. В одних: «Я живой!», в других – похоронки. Война принесла горе и несчастье всем народам, ведь в ней участвовали многонациональные воины. Ветераны уходят, уходят свидетели и участники Великой Отечественной. И наша задача сохранить память о каждом, – обратился к нынешнему поколению член президиума Лидского районного Совета ветеранов, майор в отставке Анатолий Третьяков.

…Братская могила у стен ЗАГСа. Мемориал создан в 1985 году. Под тяжелым гранитом похоронено семь человек. 33-летний гвардии-подполковник Труханов. Рослый, хорошо слаженный красавец, любимчик сослуживцев, воинов наступающего третьего кавалерийского корпуса. Он погиб под Белогрудой под автоматной очередью врага. Следующий – командир бронепоезда Григорьев. Он погиб 11 ноября 1944 года, но не во время боевых действия. Григорьева убили подло, из-за угла. Майор Выдайко погиб под Гродно. Старший лейтенант Сытников, рядовой Савушкин и Тумаев на подходе к Лиде. Единственный, кто погиб непосредственно в нашем городе, это гвардии-лейтенант Артеменко – от взрыва снаряда.

– Когда я стою здесь, меня, как историка, одолевают разные эмоции. С одной стороны мемориала – прекрасное здание педагогического колледжа, построенное еще при «польским часе». В годы Великой Отечественной немцы его использовали сначала как госпиталь для своих военнослужащих, затем как гебитскомиссариат. С другой стороны памятника – ЗАГС. В его подвалах от рук гестапо умирали наши люди, они писали маленькие записки, указывая на них свои имена. И посередине этой черноты, которую оставили после себя люди, пришедшие убивать, это светлое место, где покоится прах тех, кто пришел защищать, – оставил «почву» для размышлений старший научный сотрудник Лидского историко-художественного музея Валерий Сливкин.

Валерий Васильевич рассказывал об истории каждого памятника, вошедшего в автопробег. И от этих рассказов, от непонимания и неприятия действий захватчиков, подступал комок к горлу: как человек может быть настолько безжалостным к другому человеку? Откуда столько ненависти к ни в чем невиновным?

…Но едем дальше. Братская могила на территории Лидской районной больницы. Мемориал установлен в мае 1966 года. Надпись на плите: «Защитникам города Лиды и жертвам варварских бомбардировок первых дней Великой Отечественной войны».

– Здесь лежит 809 человек, вернее, их останки… Представьте себе летний мирный день, раннее утро. К железнодорожной станции Лида подошел поезд «Белосток-Ленинград». 22 вагона, в которых ехали мирные люди: кто в отпуск, кто к родственникам, кто в командировку. Состав трогается, медленно набирая обороты, выходит на мост у больницы. В этот момент к станции подходят три немецких бомбардировщика, один из которых попадает в эшелон. Вагоны взорваны. Людей, оставшихся в живых, достреливают из пулемета. В поезде на матч в Ленинград ехала и футбольная команда офицеров. Все они здесь лежат, – вернул в далекий 1941 год Валерий Сливкин.

…Однако десять минут в пути, и участники автопробега переносятся в 1942 года. 8 мая вошло в историю Лидчины как день самого жуткого злодеяния. В лесном массиве по улице Рыбиновского были расстреляны тысячи евреев: детей, их родителей, стариков.

– Выбраться живыми удалось шестерым, их воспоминания пролили свет на те жуткие и даже дикие события. 6 утра. Евреев, проживающие в трех лидских гетто, повели колоннами под охраной. В районе железной дороги, у больницы, их разделили: те, кто оказался с правой стороны, оставались жить, с левой – пошли умирать. Здесь, в лесу, евреев снова разделили, уже по сотням. Их подводили на край вырытых оврагов и расстреливали перекрёстным огнем. Сначала. Потом просто стреляли с бортов машины, добивали… Сколько конкретно здесь убито людей, сказать сложно. Эта цифра колеблется от 5600 до 6700 человек, – обратился к присутствующим историк.

…Лесной массив по улице Рыбиновского некоторые называют вторыми Куропатами. Сколько их, сражающихся за свободу своей Родины, но расстрелянных, убитых, замученных здесь фашистами-оккупантами, не знает точно никто. В нескольких сотнях метрах от братской могилы расстрелянных евреев находится еще одна братская могила, но уже расстрелянным подпольщикам. До освобождения Лиды они не дожили всего лишь пять дней. Почтить память своих товарищей из Минска в Лиду сегодня приехал Илья Горбачевский, связной партизанского отряда «Балтиец» бригады имени Кирова.

– Были расстреляны мои боевые друзья. Я жив благодаря лидчанину Мише Лихораду. Он инициировал побег прямо из-под расстрела, спастись удалось только четверым, я в их числе. Более ста человек остались лежать здесь. Миша тоже. Эту историю я пронес через всю свою жизнь, написал три книги, в которых рассказал о подвиге товарищей. Сегодня я единственный, кто остался в живых, остальные трое сбежавших уже умерли. Я счастлив, что могу своими глазами видеть, как на Лидчине сохраняют память. Спасибо местным властям за это. Я счастлив, что могу лично рассказать историю своей войны нынешнему поколению.

На месте расстрела подпольщиков присутствовала и дочь Ефима Даниловича Гапеева, который с марта 1943 года по июль 1944 года являлся командиром партизанского соединения Лидской зоны (подпольный псевдоним «Соколов»). Нонна Ефимовна написала книгу по воспоминаниям отца, она будет напечатана при поддержке Лидского райисполкома. Планируется, что издание будет презентовано в Лиде накануне 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

На нашей земле с 1941 по 1944 год расстреляно, убито, замучено более 12 тысячи человек. В память о Великой Отечественной войне, о подвиге солдат и мирных жителей в регионе установлено 44 памятника, 16 из них – непосредственно в Лиде.












































Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться