Отвечает юрист. Нужно ли платить за разбитый в магазине товар и кто несет ответственность за пропавшие из камеры хранения вещи?

09 Марта 2019 46698
Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с тем, что купленный в магазине товар оказывался некачественным. Когда-то и у меня был такой случай – с электрочайником, который спустя неделю после покупки напрочь отказался греть воду.

Скажу честно, чайник обменять так и не удалось. Его брали в ремонт несколько раз, а потом, не желая больше «ходить по мукам», я просто купила новый. Скорее всего, я была плохо юридически подкована. А как надо поступать, решила узнать у юриста, который проводит консультации в «Лiдскай газеце», адвоката Михаила Киселя, задав ему несколько вопросов. 

– Какие документы стоит сохранить, чтобы затем отказаться от некачественного товара?

– Документами, подтверждающими факт приобретения товара, являются кассовый (товарный) чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, руководство пользователя, инструкция по эксплуатации, любой иной документ, содержащий сведения о наименовании товара, его стоимости, дате приобретения, продавце. 23 декабря 2018 года вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми к документам, подтверждающим факт приобретения товара, относятся и документы (карт-чек, чек), подтверждающие совершение платежа посредством банковских пластиковых карточек, электронных денег, систем дистанционного банковского обслуживания, автоматизированной информационной системы (ЕРИП).

Однако отсутствие у покупателя документа, подтверждающего приобретение товара у продавца, не будет являться основанием для отказа в удовлетворении его обоснованных требований. Вернуть товар покупатель сможет, если представит доказательства приобретения товара у этого продавца. Для подтверждения могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых есть отметки, свидетельствующие, что товар приобретен у этого продавца.

– Однажды в магазине я случайно задела курткой банку с джемом – она упала и разбилась. Пришлось оплачивать. Это правильно?

– Сейчас рассмотрим эту ситуацию. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в полном объеме возмещает его причинитель. По общему правилу он освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Соответственно, покупатель, который повредил товар, обязан возместить ущерб собственнику за причиненный вред при наличии его вины (например, в случае, когда покупатель неаккуратно обращается с товаром). Покупатель не должен возмещать вред за повреждение товара, если в этом есть вина продавца (в частности, если в магазине узкие проходы, которые не соответствуют нормам, товар расположен на стеллаже неустойчиво). Так что вы могли побороться за свои права. Если покупатель не оспаривает свою вину, он может оплатить поврежденный или уничтоженный товар на месте в добровольном порядке. Если покупатель не согласен возмещать ущерб, то ущерб с него может быть взыскан только в судебном порядке.

– Сейчас во всех супермаркетах есть охранники. Могут ли они в магазине досматривать покупателя, если заподозрили его в краже? И если человек оказался не вором, очень неприятно, когда все кругом в момент такого досмотра думают иначе…

– При подозрении лица в совершении противоправного деяния (кражи) охранник вправе его задержать (ч. 3 ст. 35 Уголовного кодекса). Однако проводить досмотр или личный обыск он не может. Это касается и осмотра вещей человека, заподозренного в краже. Личный обыск могут проводить сотрудники органов внутренних дел.

– Были случаи, когда из камер хранения, установленных в магазинах, пропадали вещи, а таблички гласят, что магазин не несет ответственности. Правильно ли это?

– Неправильно. Магазин несет ответственность. Установка в магазинах камер хранения означает готовность торгового объекта заключить с покупателем публичный договор безвозмездного хранения вещи, в соответствии с которым одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить ее в сохранности. Размещение в торговых объектах предупреждений, что администрация не несет ответственности за сохранность вещей в камерах хранения, не соответствует законодательству.

– Однажды ребенок взял с полки шоколадку и съел ее. Бумажку мы положили в корзину и на кассе рассчитались. Продавец высказывала претензии…

– Вы всё сделали правильно. Если сохранена упаковка в состоянии, которое позволяет идентифицировать товар, никакого нарушения нет. Но, конечно, есть товары, которые нельзя «пробовать на зуб» в торговом зале. Это может касаться хлебобулочных изделий, весовых товаров, товаров без упаковки с нанесенной маркировкой. Эта информация должна быть доведена до покупателя через вывешиваемые в магазине объявления. Если покупатель при наличии такого объявления все же нарушил установленные правила, то он может нести административную или уголовную ответственность в зависимости от направленности умысла и стоимости продуктов питания.

– Спасибо. Узнала много нового для себя. Возможно, и читатели возьмут что-то на заметку и при возникновении спорных ситуаций будут знать, как отстоять свои права.
Поделиться
1Комментарии
Авторизоваться
img
Иван Веремейчик Пожаловаться
Какая должна быть минимальная ширина проходов в магазине?
00:1720 Мая 2019