Умение дружить формируется с детства

12 Декабря 2018 647

«Очень переживаю из-за того, что сын недостаточно общается со сверстниками. Он не играет с одноклассниками на переменах, его не зовут гулять, не приглашают на дни рождения. Боюсь, что если в 10 лет такая ситуация, то и в дальнейшем у него не будет друзей. Как можно повлиять на ребенка? Как помочь ему?»

Галина.

– Умение дружить не является врожденным. Научить ребенка заводить друзей и поддерживать хорошие отношения – одна из задач семейного воспитания. И если проблема есть, ее необходимо решать. Для этого стоит понять причины. Я назову те, с которыми чаще всего приходится сталкиваться в практической работе с детьми.

Ребенок не владеет навыками общения: он не знает, как завязать разговор, позвать играть, попроситься в игру, разрешить спор.

В этом случае полезно ознакомить ребенка с речевыми штампами. Лучше всего это сделать, разыгрывая варианты диалогов. Обсуждая ситуации взаимодействия со сверстниками, заменяйте привычные формулировки «Надо было сказать...», «Ты что, не мог сказать...?» фразами «В следующий раз ты можешь...», «Возможно, разговор получился бы, если бы ты...». Первые звучат слишком директивно и могут восприниматься как упрек: «Опять ты все сделал неправильно!» Вторые звучат мягче. Именно они поддержат у ребенка уверенность в себе и помогут стать решительнее.

Приглашайте потенциальных друзей своего сына к себе в дом, зовите их, когда семьей идете в кино, едете на дачу. Вместе с сыном спланируйте, как вы все организуете. Обсудите варианты построения разговора. Продумайте совместные игры или другую общую деятельность. Пусть приглашенным детям понравится проводить досуг с вашим ребенком. Тогда они захотят продолжить общение с ним, а у вашего повысится уверенность в себе.

Иногда подружиться мешают неконструктивные установки. Суть одной из них: «Нехорошо самому проявлять инициативу в общении, надо ждать, когда другие к тебе подойдут» и т. п.

В этом случае задача родителей – критически оценить свое мировоззрение. Иногда в разговоре со взрослыми выясняется, что такой взгляд на общение присущ либо матери, либо отцу.

Начните шаг за шагом формировать новые установки, позволяющие проявлять инициативу и брать на себя ответственность за отношения: «Не зовут меня играть – сам придумаю игру и позову детей», «Не приглашают меня в гости – сам организую вечеринку и приглашу кого захочу, некоторые из них обязательно придут», «Дружба строится, а не приходит сама собой», «Это не навязчивость – это проявление инициативы, активная жизненная позиция».

Иногда дети не могут завязать длительные дружеские отношения в силу того, что слишком требовательны к друзьям и поэтому слишком обидчивы и не склонны идти на примирение.

Часто такое чрезмерно критичное и категоричное отношение к сверстникам ребенок перенимает от родителей. Некоторые мамы и папы, когда слышат жалобы своего чада на детей, слишком рьяно встают на его защиту. Такие взрослые забывают, что сверстники – всего лишь дети, которые, как и их ребенок, пока еще только учатся дружить. Они имеют право на ошибку.

Как бы сильно ни было ваше желание найти своему ребенку друзей, помните: умение дружить не формируется за один день. Как и для других навыков, для этого необходимо время. Поэтому не торопите ребенка, позвольте ему накапливать социальные навыки в удобном для него темпе.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться