В Лидском районе руководителям напомнили об ответственности за совершение коррупционных преступлений

09 Декабря 2018 2354

«Руководством нашей страны коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития государства и общества. Она подрывает экономическое развитие страны, разрушает доверие общества к власти и государственным органам, способствует организованной преступности и другим угрозам. Поэтому одним из важнейших направлений уголовной политики РБ является борьба с коррупцией», – с этих слов прокурора Лидского района Станислава Дмуховского началась работа постоянно действующего семинара руководящих кадров государственных органов организаций района, резерва кадров. Актуальность данной темы обусловила и участие в семинаре членов комиссии по противодействию коррупции Лидского райисполкома.

В своем выступлении прокурор района напомнил присутствующим о действующем в стране законодательстве, которое направлено на борьбу с коррупцией. В частности прозвучало, что белорусский Парламент в Законе РБ от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией» и в Законе РБ от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией» определил понятие коррупции – как умышленное использование государственным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп…

В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.

Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений являются хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК) и взяточничество (ст. 430-432 Ук).

Прокурор района проинформировало том, что в Законе РБ от 15.07 2015 №305-З «О борьбе с коррупцией» реализованы новые предложения:

  1. Усовершенствован порядок декларирования доходов и имущества государственных должностных лиц. Эти лица и их близкие родственники кроме декларирования имущества обязаны декларировать объекты недвижимости, произведения искусства, драгоценные металлы и камни, транспортные средства, если они находились в их фактическом пользовании  183 дня и более в течение декларируемого периода. Таким образом, пресекается завуалированный подкуп должностных лиц, когда им или их близким якобы «в пользование» передаются материальные ценности.
  2. Предусмотрено введение механизма обращения в доход государства незаконного обогащения, полученного государственным должностным лицом. Если реальная стоимость имущества и денежных средств не соответствует уровню его легальных доходов на 25% и более, ему предоставляется право добровольно передать в доход государства имущество на превышающую сумму или выплатить его стоимость. В случае отказа прокурор наделяется правом обращения с соответствующим иском в суд. При этом механизм изъятия незаконного обогащения не будет подменять собой уголовное преследование и являться способом уклонения от уголовной ответственности.
  3. Ответственность за нарушение законодательства о декларировании доходов и имущества не применяется, если выявленные налоговыми органами расхождения в декларациях не превышают 10 процентов от фактических данных. Речь идет об указании неточных сведений о дате приобретения имущества, площади капитальных строений, стоимости имущества, размере доходов.
Часть изменений в законопроекте «О борьбе с коррупцией» касается недопущения трудоустройства работников, которые ранее совершили противоправные деяния, несовместимые со статусом государственного служащего, в том числе коррупционного характера. Запрещено принимать на государственную службу лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием своих служебных полномочий. Этот запрет не зависит от факта погашения судимости, то есть носит бессрочный характер.

Законом установлена возможность лишения государственных должностных лиц права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством о государственной службе и предоставлении им только пенсии по возрасту. Такие последствия будут иметь место в случае совершения в период госслужбы тяжких или особо тяжких преступлений против интересов службы либо сопряженных с использованием должностным лицом служебных полномочий. 

Прокуратурой проводятся проверки исполнения законодательства о борьбе с коррупцией, по результатам которых выносятся акты прокурорского реагирования об устранении нарушений требований антикоррупционного законодательства: представления (4), предписания (0), официальные предупреждения (1 лицо), по результатам которых виновные лица привлекаются к дисциплинарной (6 лиц) и материальной ответственности.

* * *

Заместитель председателя комиссии по противодействию коррупции Лидского райисполкома, начальник управления организационно-кадровой работы Светлана Голубева продолжила тему, начатую прокурором района.

К преступлениям коррупционной направленности относятся преступления, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Беларуси (приведем только наиболее серьезные санкции по данным статьям – ограничение и лишение свободы, по большинству из них предусмотрены еще штрафы, арест, исправительные работы, запрет на право занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности, конфискация имущества):

  1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК) (наказывается от ограничения свободы на срок до 5 лет до лишения свободы на срок до 13 лет.
  2. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч.3 ст. 235 УК).) наказывается лишением свободы на срок от 4 до 10 лет.
  3. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 424 УК) наказывается лишением свободы на срок от 2 до 10 лет.
  4. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 425 УК)  наказывается лишением свободы на срок до 7 лет.
  5. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 426 УК) наказывается лишением свободы на срок от 2 до 10 лет.
  6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК)наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.
  7. Получение взятки (ст. 430 УК) наказывается от ограничения свободы на срок до 5 лет до лишения свободы на срок до 15 лет.
  8. Дача взятки (ст. 431 УК) наказывается от штрафа до лишения свободы на срок до 10 лет.
  9. Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).10. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК) наказывается от штрафа до лишения свободы на срок до 7 лет.

Сначала корысть, затем взятка, и – суд

На семинаре констатировалось: в первом полугодии текущего года в Гродненской области зарегистрировано 279 коррупционных преступлений, что на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года (251).

Среди зарегистрированных продолжают преобладать преступления, предусмотренные статьей 430 Уголовного кодекса (получение взятки) – 121, количество которых существенно возросло (в первом полугодии 2017 года – 93). Увеличилось число зарегистрированных преступлений, предусмотренных статьей 210 Уголовного кодекса (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) – 44 (28) и статей 427 Уголовного кодекса (служебный подлог) – 47 (37). В текущем году выявлено 11 преступлений, предусмотренных статьей 433 Уголовного кодекса (принятие незаконного вознаграждения), тогда как аналогичные в прошлом году не регистрировались.

Наибольшее количество преступлений рассматриваемой категории выявлено в сфере образования (40), медицины (33), сельского хозяйства (37), промышленности (35), торговли и общественного питания (23).

Основными мотивами совершения преступлений являются корысть, стремление оказать услугу лицам своего окружения, а также желание безосновательно приукрасить результаты своей служебной деятельности.

Осуществление таких противоправных деяний оказывается возможным вследствие непринятия со стороны руководителей разных уровней должных мер по предупреждению, выявлению и пресечению коррупции, отсутствия системного подхода к проведению антикоррупционной работы, упущений при подборе кадров, недооценки роли ведомственного контроля в противодействии коррупции, ненадлежащего исполнения служебных обязанностей работниками контрольно-ревизионных и кадровых служб и непосредственно низкие морально-деловые качества должностных лиц.

Значительное количество коррупционных преступлений связано с несоблюдением законодательства о конкурсных закупках, существенным образом подрывающих финансовую устойчивость субъектов хозяйствования государственной формы собственности, а также причиняющих ущерб государству в случаях бюджетного финансирования их деятельности.

Правоохранительными органами выявляются многочисленные нарушения названного законодательства, касающиеся обоснованности выбора победителей конкурсных процедур, соответствия требованиям законодательства оформляемых заказчиками конкурсных документов, соблюдения сроков размещения информации в сети Интернет, в том числе годовых планов закупок и сведении о результатах проведенных процедур и других вопросов.

Так поступать не нужно!

Следственным управлением УСК по области окончено расследование уголовного дела в отношении бывшего директора филиала «Грузовой автопарк №2 г. Гродно» ОАО «Гроднооблавтотранс» В., которому предъявлено обвинение в совершении хищения в крупном размере путем злоупотребления служебными полномочиями и превышении служебных полномочий. В ходе осуществления производственной деятельности он неоднократно без проведения в установленном порядке процедур закупок, вопреки требованиям законодательства и локальных нормативных актов, инициировал приобретение оконной продукции и оборудования у двух коммерческих субъектов хозяйствования по явно завышенным ценам, чем причинил ущерб филиалу в размере свыше 13 тысяч рублей.

Указанный руководитель, стремясь обогатится за счет возглавляемого предприятия, создал систему необоснованных выплат подчиненным работникам денежных средств в виде премий, которые им изымались и присваивались, в результате чего похитил свыше 7 тысяч рублей. Установлено, что аналогичные действия В. совершались и по прежнему месту работы в филиале «Автомобильный парк №12 г. Щучин» ОАО «Гроднооблавтотранс», где он также занимал должность директора.

Желание отдельных руководителей обеспечить личный материальный достаток за счет функционирования вверенных предприятий и организаций является одним из мотивов совершения коррупционных преступлений.

Так, УСК по области передано прокурору для направления в суд уголовное дело по части 2 статьи 430 Уголовного кодекса в отношении бывшего заместителя генерального директора по капитальному строительству РУП «Гродноэнерго» С. Последний в 2014-2017 годах, курируя от руководства предприятия вопросы осуществления инновационной деятельности по строительству, реконструкции и техническому перевооружению, за благоприятное решение вопросов о заключении договоров и продолжение финансово­хозяйственных взаимоотношений по поставке электроэнергетического оборудования неоднократно принимал от директора ООО «Белтехпромэнерго» взятки, всего в сумме 5 000 долларов США и 6 000 рублей.

До настоящего времени распространены должностные преступления, связанные со стремлением отдельных руководителей приукрасить результаты своей деятельности либо скрыть ее негативные проявления.

К примеру, бывший начальник сектора энергетики УП «Гроднооблгаз» П. с целью избежать дисциплинарной и материальной ответственности за невыполнение доведенных ГПО «Белтопгаз» нормативных показателей по использованию местных видов топлива, вносил в представляемую в Главное статистическое управление Гродненской области и Гродненское областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов отчетность заведомо ложные данные об объемах использования природного газа, торфа и древесной щепы в ТП «Вертелишки». В действительности, в котельной для выработки тепловой энергии сжигался неучтенный газ, поступающий через байпасную линию подачи, а торф и щепа необоснованно списывались. Указанные действия руководителя следствием квалифицированы по части 2 статьи 427 Уголовного кодекса (служебный подлог).

Скот пал, а премии получили

УСК по области передано прокурору для направления в суд уголовное дело по обвинению управляющего участком по птицеводству КСПУП «Птицефабрика «Красноармейская» Б. в превышении служебных полномочий. Указанное должностное лицо в 2014-2017 годах с целью создания видимости умелого руководства и успешного выполнения поставленных перед ним по службе задач организовало сокрытие объемов падежа птицы на фабрике и привлекло к указанным действиям подчиненных работников - экономиста, заведующих складами. Последние вносили недостоверные сведения в документы о движении птицы и оформляли фиктивную реализацию птицы работникам в счет заработной платы, чем совершили преступления в виде служебных подлогов.

В целях компенсации рабочим затраченных средств на фиктивное приобретение птицы Б., при наличии в цехах функционирующих линий транспортировки яиц, составлялись заведомо ложные документы - наряды по переноске данной продукции вручную, которые явились основанием для необоснованных выплат за сдельную работу. Указанные действия Б. повлекли причинение ущерба предприятию в сумме свыше 8 тысяч рублей.

Распространены факты укрывательства бригадирами ферм сельхозпредприятий падежа голов крупного рогатого скота с целью избежания ответственности за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей по организации содержания скота, доведенных плановых показателей производства и, как следствие, получения премиальных доплат.

Рядом руководителей животноводческих ферм сельхозпредприятий совершались служебные подлоги в связи с внесением в официальные документы сведений с завышенными объемами производства мяса и среднесуточных привесов стада (заведующие фермами ЛРСУП «Можейково», КСПУП «Гродненская птицефабрика»).

Системность указанных нарушений в отдельных хозяйствах области свидетельствует о необходимости повышения эффективности контроля со стороны ответственных должностных лиц предприятий за производственной дисциплиной и принятия мер к минимизации возможности искажения результатов производства животноводческой продукции.

Формальное отношение к проведению инвентаризации имущества и ненадлежащее осуществление учетной политики являются условиями, способствующими совершению коррупционных преступлений должностными лицами сельскохозяйственных предприятий области.

К примеру, заместитель директора ОАО «Щучинагропродукт» К. при инвентаризации неиспользуемого имущества, хранящегося на зерноскладе общества, выявил неучтенный металлолом, стоимостью 817 рублей, которым завладел, вывез в пункт приема вторсырья, где сдал его от имени физического лица, а вырученные денежные средства присвоил.

В области выявлялись факты совершения хищений должностными лицами госучреждений и предприятий различной формы собственности, связанные с начислением повышенных размеров заработных плат либо присвоением в свою пользу денежных средств, причитающихся иным работникам, завышением сумм компенсации командировочных расходов.

Так, Мостовским РОСК передано прокурору для направления в суд уголовное дело в отношении директора коммунального унитарного предприятия мелиоративных систем «Мостовское ПМС» П., который с целью хищения денежных средств предприятия предоставлял в УП «Гродномелиоводхоз» ложные сведения о результатах финансово­-хозяйственной деятельности возглавляемого предприятия, а в последующем организовал собственное премирование в размере 1,8 тысячи рублей, тогда как реальные показатели работы предприятия не позволяли осуществлять поощрение руководителя.

Распространены факты хищений денежных средств главными бухгалтерами и бухгалтерами предприятий и организаций, имеющими доступ к электронным ключам удаленного доступа к расчетному счету, под видом выплаты премий, доплат к отпуску.

Выдали больничный симулянтам

Просчеты в осуществлении кадровой политики, корыстная мотивация отдельных медицинских работников и укоренившийся в сознании незначительный риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррупционных деяний, а также отсутствие системной работы по предупреждению таких правонарушений являются основными условиями, способствующими совершению данного рода преступлений в системе учреждений здравоохранения области.

К уголовной ответственности привлечены врачи-неврологи УЗ «Слонимская центральная районная больница», которые на протяжении 2013-2018 годов с целью получения материального вознаграждения (за взятки), а также из иной личной заинтересованности составляли и выдавали листки нетрудоспособности для дальнейшего их предъявления по месту работы гражданам, которые в действительности за медицинской помощью не обращались и законных оснований для получения документов о временной нетрудоспособности не имели. Расследованием установлено 26 эпизодов преступной деятельности указанных лиц.

Выявлялись преступления коррупционной направленности и в иных медучреждениях области (УЗ «Волковысская центральная районная больница» и УЗ «Гродненская областная клиническая больница»).

Практика расследования уголовных дел показывает, что по-прежнему не минимизированы коррупционные риски в ряде организаций и учреждений области, осуществляющих контроль за соблюдением норм действующего законодательства в различных сферах жизнедеятельности.

УСК по области завершено предварительное расследование по уголовному делу по обвинению бывшего заведующего Новогрудской лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы ГУ «Новогрудская районная ветеринарная станция» – главного ветеринарного врача Г. в злоупотреблении служебными полномочиями и получении взяток. Последний систематически на протяжении октября 2017 года – февраля 2018 года получал незаконные материальные вознаграждения от индивидуальных предпринимателей и представителей юридических лиц за не пресечение фактов реализации на территории торгового рынка Новогрудского филиала Гродненского облпотребобщества продукции с нарушением санитарных и ветеринарных правил, а также не привлечение ряда лиц к административной ответственности за допущенные нарушения. Следствием установлено 17 эпизодов получения указанным должностным лицом взяток.

Система мер, направленных на борьбу с коррупцией, наряду с принятием экономических и управленческих решений, сопровождается и применением жестких мер ответственности к лицам, совершившим коррупционные и экономические преступления.

Примером такого рода ответственности является приговор суда в отношении бывшего заместителя директора по логистике ОАО «Стеклозавод «Неман» А., осужденного в текущем году к 7 годам и 6 месяцам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать руководящие должности на сроком на 5 лет, за то, что он, являясь должностным лицом получил взятки за поставку сырья в адрес предприятия на общую сумму более 36 тысяч рублей. С него же по иску прокурора области в доход государства взыскана сумма неосновательного обогащения в размере 42 785,94 рублей.

* * *

В завершении семинара было подчеркнуто, что перечисленные факты коррупции, совершенные должностными лицами, это их осознанный выбор. И  прежде, чем решиться на подобное, руководителям, всем ответственным лицам нужно понимать всю степень ответственности за содеянное, и осознавать последствия, которые неотвратимо наступят.

Важно, что профилактические мероприятия, направленные на предупреждение коррупционных правонарушений, проводятся в районе систематически, и это дает основание думать, что каждый ответственный работник сделает правильный вывод в отношении своих действий.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться