Профессия - дирижер, или Искусство... размахивать руками

01 Апреля 2013 2216

Из всех музыкальных профессий профессия дирижера мне представляется самой таинственной... Про других понятно: композитор пишет музыку, музыкант играет по нотам на определенном инструменте, вокалист или хор исполняют текст. Все они, безусловно, одаренные свыше люди. Но дирижер кажется каким-то волшебником, который взмахом палочки или рук оживляет целый оркестр музыкантов. А если бы его не было? Что означают эти таинственные движения? Чтобы узнать это, я отправилась в Лидский государственный музыкальный колледж. Уж там точно есть дирижеры!

Не всем дано

С одной стороны, кажется: чего уж проще – стой и маши руками. Неужели так сложно этому научиться? И учат ли этому? На все вопросы мне ответил дирижер духового оркестра музыкального колледжа Антон Масюкевич.

– Скажите, для того чтобы стать дирижером, необходимо ли быть музыкантом?

– Несомненно. Дирижер не состоится без музыкального образования. Я окончил Белорусскую академию музыки, основная специальность – тромбонист. Там же во время учебы получил и дополнительную специальность – дирижер. Многие отказывались посещать данное отделение, а мне было интересно. И потом – не у всех получается. Может быть так, что замечательный музыкант, виртуозно владеющий инструментом, совершенно неуклюж в движениях. Не хватает пластики. А другой может быть посредственным музыкантом, но пластичным и чутким к исполнению музыки другими. 

– А когда Вы стали дирижером?

– Не сразу, конечно. Сначала была армия, где я был зачислен в сводный духовой оркестр, в составе которого было 500 человек, а управляли оркестром четыре дирижера. Это была хорошая практика для меня. Затем несколько лет просто вел вокальный кружок в Вороновском районе, а с 1999 года работаю в Лиде, в музыкальном колледже. Здесь мне и предложили стать дирижером. 

– Вы обрадовались?

– Нет… Я считаю себя мягким человеком. А тут – детский коллектив, не имеющий никакого опыта. Одно дело – управлять взрослым оркестром, а другое – создавать этот оркестр с нуля. Ведь учащиеся еще не музыканты, они только учатся. 

– Но все-таки согласились. И как теперь – довольны?

– Доволен. У меня много интересных идей, которые хочется озвучить. И, как оказалось, дети как раз склонны постигать новое, они не консервативны и работать с ними интересно.

В оркестре духовых инструментов под руководством Антона Масюкевича около 30 человек, коллектив является призером и лауреатом областных и республиканских конкурсов, дает концерты на всех общегородских мероприятиях, выступает в других городах.

Спиной к зрителю

Недавно была на концерте. Объявили выступление оркестра духовых инструментов. Свет погашен. Музыканты вышли на сцену. Настроили свои инструменты. Пауза, тишина. Все замерли. И вот, наконец, на сцену выходит дирижер. Ловко поднимается к дирижерскому пульту, взмахивает руками, и… Все – и зрители, и музыканты – завороженно смотрят только на этого таинственного человека, стоящего спиной к залу…

Какое-то время спустя, когда «гипноз» проходит, я начинаю думать: а зачем музыкантам, у каждого из которых перед глазами ноты, нужен этот отвлекающий фактор в виде человека в черном фраке, машущего перед ними палочкой? Неужели нельзя обойтись без него? Необходимость это или дань традиции?

Свой азбучный вопрос я и адресовала уже знакомому нам дирижеру Антону Масюкевичу, на что он ответил:

– Знаете, сегодня почти каждый из нас умеет водить машину, но если бы не было правил дорожного движения, мы не смогли бы ездить. Так вот, дирижер как бы смотрит за выполнением музыкальных правил и регулирует всю работу оркестра. Ведь даже одновременно вступить (начать игру) музыканты не смогут без дирижера, так как их в оркестре много и они не могут следить друг за другом. От мастерства дирижера зависит качество звучания хора или оркестра. 

В общем, каждое дирижерское движение имеет свой смысл. И не так уж это и просто – махать руками перед оркестром. Да и для того, чтоб стать дирижером, надо, кроме общего музыкального образования, постичь еще тысячи разных необходимых дел. Например, научиться стоять спиной к залу и не падать со сцены. Иметь огромное количество терпения и бесстрашия, чтобы управлять коллективом при помощи одной-единственной и даже неволшебной палочки.

И все же игра стоит свеч. Стихают последние звуки музыки. Концерт окончен. После концерта – цветы, аплодисменты. И все это в первую очередь – дирижеру.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться