День работников фармацевтической и микробиологической промышленности. Своя пилюля лучше, или О том, почему дешевле не значит хуже

15 Октября 2020 973
В последние годы развитие фарминдустрии нашей страны позволило значительно повысить качество белорусских лекарств. Как итог, более половины всех медицинских препаратов, реализуемых сегодня населению, отечественного производства. Правда, вопрос доверия все равно остается открытым. 

Об эффективности, доступности, надлежащем качестве лекарственных средств – в преддверии Дня работников фармацевтической и микробиологической промышленности наш разговор с заведующей центральной районной аптекой №146 Региной ЛОПАТО.

– Регина Ивановна, сегодня в аптеках района представлен большой выбор лекарств как отечественного, так и зарубежного производства. Ценовой сегмент разный. Можно ли вести речь о том, что какие-то препараты лучше, а какие-то, если их цена ниже, хуже?

– Работая с клиентами, специалисты аптеки должны предложить все аналоги лекарственных средств от того или иного заболевания, которые имеются в наличии. И здесь выбор остается за покупателем. Но говорить о том, что одни препараты лучше, а другие хуже, было бы неверно. И дело здесь вовсе не в производителе. На выходе с предприятия все лекарственные средства, и наши белорусские в том числе, проходят процедуру контроля, а перед поступлением в аптечную сеть дополнительно – контроль по многим параметрам в контрольно-аналитических лабораториях (их у нас в республике семь).

– Следовательно, дешевле не значит хуже…

– Совершенно верно. На стадии регистрации медицинского препарата проводится проверка лекарственного средства по такому показателю, как биодоступность. То есть исследуется, сколько чистого действующего вещества освободится и будет  находиться в крови через определенный интервал времени после приема препарата. Данный показатель сравнивается с таким же показателем в оригинальном препарате. Установлены нормы допуска. Если они ниже, препарат не будет зарегистрирован и отправится на доработку. Помнится, еще лет двадцать назад у многих людей было меньше доверия к препаратам отечественных производителей. Но со временем они доказали свою эффективность. В стационарных учреждениях под контролем врача используются именно белорусские лекарственные средства. И люди выздоравливают. Что же касается интереса населения к импортным препаратам, то здесь нельзя сбрасывать со счетов маркетинговые ходы зарубежных компаний, которые заинтересованы в высоких рейтингах и продажах. Хотя отличий в качестве импортных и наших препаратов может и не быть совсем.

Ольга Луня – провизор-аналитик. С помощью специального прибора – рефрактометра – она делает количественный и качественный анализ изготовленного в аптеке лекарственного средства.

– Сколько отечественных препаратов реализовано в аптечной государственной сети в этом году?

– За девять месяцев текущего года в государственной аптечной сети Лидского района реализовано в стоимостном выражении 54,6 процента белорусских препаратов. За последние двадцать лет фармацевтическая промышленность Беларуси шагнула далеко вперед, расширив ассортимент. Построены новые предприятия, отвечающие мировым стандартам. Поэтому и интерес к отечественным лекарствам выше не только в нашей стране, но и за ее пределами.

– Однако вернемся к импортным медицинским препаратам. Мне хотелось бы узнать ответ на такой вопрос: почему стоимость одного и того же препарата в разных странах неодинакова?

– Для каждой страны предприятие-производитель имеет право устанавливать свою цену ввиду самых разных факторов. Для России и Беларуси она будет одна, для стран Европы – другая, для Африки – третья.  Например, тот же гель «Вольтарен» в Америке стоит пятьдесят долларов, у нас и в России – не более десяти. Завоевать рынок сбыта, пробиться на него с лекарственными средствами сегодня достаточно непросто: покупательская способность у населения разная. Да и стоимость препарата в аптеке – это не всегда его себестоимость. Крупные фармацевтические компании в цену лекарства закладывают и разработку новых препаратов. А этот процесс действительно длительный и дорогостоящий. Вначале методом химического скрининга из тысячи веществ обнаруживают то, которое обладает каким-то лечебным действием. Проходят исследования на животных, потом клинические испытания: необходимо доказать, что препарат эффективен и безопасен. Самая дорогостоящая стадия – проведение клинических испытаний на добровольцах. В исследованиях могут участвовать десятки тысяч людей в разных странах. В случае успешного завершения этой части исследования препарат регистрируют.

– Предложить населению отечественные препараты вместо импортных – верное решение. Но сможем ли мы заменить все лекарственные средства?

– Заменить все лекарственные средства не сможем. И надо ли? На данный момент имеется основной перечень лекарств, утвержденный Министерством здравоохранения. Но есть и специфические препараты. Например, противоопухолевое средство «Иматиниб»  назначается основной части пациентов со специфическим лейкозом, поэтому его производство освоено в Беларуси. В то же время при непереносимости или резистентности к «Иматинибу» назначается в исключительных случаях импортное лекарственное средство «Тасигна». В Лидском районе на данный момент оно назначено только двум пациентам. Соответственно, из-за малых объемов запускать его в производство нецелесообразно. Проще закупить. 

– Сколько наименований препаратов сегодня выпускается в Беларуси?

– Более 50 предприятий выпускают свыше 1700 лекарственных средств отечественного производства и около 80 субстанций.

– Кстати, а как много лекарственных форм изготавливает аптека? И почему такую услугу не предлагает частник? 

– Так как фармацевтическая промышленность осваивает все больше новых препаратов, количество приготовленных в аптеке лекарственных форм с каждым годом уменьшается. Но это не говорит о том, что данная услуга не востребована. К нам обращаются не только лидчане, но и жители Вороновского, Дятловского, Ивьевского районов. В день мы выполняем 30-40 заказов. Могу сказать, что это затратный процесс с точки зрения экономики. Стоимость услуги – три рубля за изготовление лекарства, и она не окупает наши затраты. За каждым пузырьком стоит работа целой команды специалистов: провизор принимает рецепт в работу, ассистент готовит лекарственную форму, рецептар снимает физический контроль, провизор-аналитик проводит качественное и количественное определение. Кроме того, нужен определенный набор помещений и оборудования. И это одна из причин, почему у нас в городе нет ни одной частной аптеки, которая взялась бы за изготовление лекарственных форм.

– Регина Ивановна, может ли работник аптеки рекомендовать тот или иной медицинский препарат?

– Если человек обращается за лекарством без рецепта врача, провизор (фармацевт) обязан предложить препарат, проинформировать о кратности его приема и способах хранения в домашних условиях. Но самое важное в нашей работе – это желание всегда внимательно выслушать посетителя, дать дельный совет, доходчиво объяснить действие лекарственного средства. Готовность прийти на помощь – главный критерий работы грамотного, высококвалифицированного специалиста аптеки.

НА СНИМКЕ вверху: Фармацевт-ассистент Юлия Пуртова изготавливает лекарственные формы по рецепту врача.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться