Потомственная вышивальщица

20 Декабря 2024 236

С Людмилой Козел – помощником воспитателя Дворищанского детского сада-средней школы и потомственной вышивальщицей – меня познакомила библиотекарь интегрированной библиотеки аг. Дворище Людмила Мартинкевич, которая запланировала организовать выставку работ одной семьи: двух бабушек, дедушки и самой Людмилы Владимировны. А посмотреть, действительно, есть на что, в этом убедился корреспондент «Лідскай газеты», заглянув в необычную кладовую семьи.

Людмила и ее муж Сергей в прошлом горожане, жители Лиды. Двадцать лет назад купили дом в деревне Бенейки. А спустя несколько лет после того, как у них родился третий ребенок, переехали в Дворище. 

– Во время третьего декретного отпуска я начала увлекаться вышивкой и вязанием, – рассказывает Людмила. – Вспомнила, что когда-то мои бабушка и дедушка по маминой линии (а они родом из игнатковских мест, хотя большую часть жизни прожили в Лиде) и бабушка по папиной линии (она с Гомельщины) красиво вышивали. Да и не только вышивали… Вязали, шили – все умели и делали.

Одна за другой Людмила Козел достает огромные вышитые панно в рамках. Сразу видно, сколь бережное отношение к этим вещам у ее семьи. Каждая вышивка вставлена в рамку и в общем-то неплохо сохранилась. Людмила признается, что пятнадцать панно – лишь немногие, которые удалось вывезти из бабушкиного дома перед его продажей. Все маленькие вышивки так и остались новым хозяевам. 

– Бабушка и дедушка работали в Лиде на железной дороге: дедушка – путевым обходчиком, бабушка – дежурной, – говорит Людмила. – Дедушка рассказывал, что зайдет, бывало, к кому в дом, увидит вышивку и старается ее запомнить, запечатлеть, а потом дома сам вышивает. Обратите внимание: ткань в основе была обычная, белая, но из нее вытянуты ниточки – получались своего рода клеточки. По ним и вышивали крестиком. А сами нити для вышивки использовались хоть какие. Жили тогда небогато. Видно, что и схем никаких не применяли – вышивали по наитию, как видели и как умели. Пропорции не всегда правильные. Но тем панно и интересные.

“А гомельская бабушка была и вовсе искусной мастерицей”, – говорит Людмила и достает из шкафа приданое: простыни, ажурные “зубья” (связанные крючком) для нашивки на них, многочисленные ручники – праздничные, будничные… 

– Оно и есть приданое, – улыбается Людмила. – В детстве мы с сестрами ездили к бабушке. Помню: кровати у нее были застелены вот такими белыми простынями с вышивкой и “зубьями”. В основном, это  были кровати для гостей, на которых не так часто спали. И бабушка постоянно что-то вышивала. Она говорила: “Это я вам приданое шью”. Так и вышло. Все эти вещи – наши с сестрами. Как клад храним. И своим детям передадим. Бабушка все время говорила: “Учитесь вышивать!” А нам было не до этого… Сейчас вот в интернете ищем мастер-классы, учимся… Жаль, бабушки нет, некому научить.

Людмила Козел: «Как клад храним «приданое».






Людмила, действительно, училась вышивать сама. Базу дала школа, а потом все постигала через интернет. «Правда, хорошие уроки – платные, – говорит она. – По чуть-чуть беру что-то полезное то там, то там. Для вышивки использую специальную ткань – канву, нитки мулине или обычные швейные нитки. Что касается рисунка, то люблю антиквариат, темы старины.  

Людмила работает в детском саду, где ее талант, конечно же, не остается незамеченным и невостребованным. Нередко она шьет, вяжет, делает поделки для выставок или просто к праздникам, для дизайна интерьера. Недавно сшила куклу-грелку на заварник, связала крючком белый ажурный венок на елку.

А дома и вовсе сделала нечто грандиозное. Посреди ее комнаты под потолок подвешен большой, связанный в технике макраме гамак. Идею подсмотрела в интернете и связала его сама, с первого раза. Времени, конечно, ушло немало. А сколько трудов, денег на нити! Не говоря уже про мозоли на пальцах.


Тем не менее, Людмила признается, что получает удовольствие от того, что делает. А на будущее мечтает научиться шить пуховые одеяла. И даже гусей для этих целей хочет развести.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться