Этикетки и проездные билеты. В Лидском историко-художественном музее состоялась встреча с коллекционером Александром Кошутиным
В Лидском историко-художественном музее состоялась встреча с известным в нашем городе коллекционером Александром Кошутиным. Но на этот раз объектом повышенного интереса со стороны посетителей мероприятия стали не ассигнации, а бутылочные этикетки с названием «Лидское».
– История лидского пива началась 140 лет назад, а фактически – даже ранее, – вводит в курс дела Александр Валерьевич. – Варили пенный напиток все больше по шляхетским пивоварням за чертой города (во избежание пожаров городские пивоварни и солодовни Магдебургское право четко предписывало строить вне населенных пунктов). Но в 1873 году Носель Пупко получил разрешение на строительство пивного производства в Лиде. Спустя три года пивзавод выпустил первое пиво.
По словам коллекционера, за свою историю завод никогда не останавливал производство. Даже в 1941 году, во время немецких бомбежек, он уцелел, так как его месторасположение на немецких картах было отмечено. В годы оккупации на заводе было создано так называемое малое гетто, где трудились евреи, в том числе и члены семьи последнего владельца завода Семена Пупко. Но после очередной чистки их в общем товарном вагоне отправили в Германию. Как выяснилось позднее, поезд шел в лагерь смерти Майданек. Бежать можно было, только спрыгнув с поезда, что многие и сделали. Спустя годы, через Польшу, Германию, Бельгию, судьба привела семью Пупко в Мексику, где потомки лидских пивоваров проживают и в настоящее время.
– Представленная экспозиция посвящена малой части истории предприятия: производству различных напитков с названием «Лидское», – говорит Александр Кошутин. – Собственно «лидским» на пивзаводе называется множество различных напитков.
Круглые, квадратные, овальные… В экспозиции – только бумажные этикетки, и у каждой своя жизнь. К примеру, горловые этикетки советского периода в среде коллекционеров именуются не иначе как «бананчики». К ним – особенный интерес, ведь каждая – кладезь информации. Оказывается, из старых сортов, которые выпускались в 50-70-е годы ХХ столетия, наиболее популярными в стране были сорта пива «Рижское», «Украинское», «Московское», «Минское», «Белорусское», ну и, наверное, самое известное – это «Жигулевское». Позднее начали появляться другие сорта: «Портер», «Бархатное», еще позже появились «Черный принц», «Славянское», «Золотой змей», «Хмельное», «Ячменный колос», «Освежающее», «Оригинальное», «Европейское», более частые – «Классическое» и «Старый замок». Один раз в год, что было связано с длительностью процесса брожения, производилась «Наша марка». Многие лидчане еще помнят пиво с этикеткой «Солодуха». Название напитка говорящее: пиво было посвящено белорусскому певцу Александру Солодухе.
– При производстве любой продукции, даже, казалось бы, простой этикетки, сначала делается ее эскиз, набросок, маломерная модель или что-то пробное, – говорит мой собеседник. – По данным образцам впоследствии оцениваются свойства продукции, ее внешний вид, поэтому решение о выпуске ее «в тираж» принимается не сразу, а после того, как будут взвешены все «за» и «против». В экспозиции представлены восемь пробных этикеток лидского пива, выполненных белорусским дизайнером Владимиром Криштаповичем. По какой-то причине они не были приняты комиссией и остались только в пробном исполнении. Но сами по себе они тоже интересны.
– О популярности лидского пива было известно далеко за пределами нашего города, – отметил коллекционер. – Об этом говорит и тот факт, что два крупнейших футбольных клуба России, «Спартак» и «Зенит», заказали пиво в свою честь именно на Лидском пивзаводе. Так, в частности, в 1999 году вышло пиво к юбилею (50-летию) футбольного клуба «Зенит», а в 2000 году выпускалось пиво, посвященное «Спартаку». Кроме того, выпуск пива с названием «Лидское» был налажен не только в Лиде. Сегодня известны два случая. Первый – это его разлив на Барановичском комбинате хлебопродуктов, о чем рассказывают две этикетки на емкости 0,5 и 0,33 литра. А второй случай немного экзотичный, но все же: «Лидское» производили еще и в Средней Азии, в частности на Душанбинском пивоваренном заводе. Об этом свидетельствуют три этикетки экспозиции. В наши дни пенный напиток местного производства можно встретить не только на территории стран бывшего СССР, стран-соседей, но и в самых разных странах мира.
К слову, в экспозиции можно было увидеть не только этикетки из-под пива, кваса, напитков и питьевой воды, но и проездные документы, талоны. История этих экспонатов тоже интересна и многогранна. Мало кто сегодня знает, что развитие городского транспорта в Лиде реально началось только в послевоенные годы. Есть мнение, что первые городские автобусы появились в конце 50-х годов. В этот период «в моде» были автобусы ЗИС-155, один из которых после списания в 70-80-е годы стал тиром, стоявшим справа от бывшего кинотеатра «Октябрь». Со временем по городу стали курсировать автобусы и других марок (автобусно-таксомоторный парк в Лиде был организован 21 апреля 1960 года). А значит, появились проездные документы.
– В экспозиции представлены проездной 70-х и проездной периода 80-х годов, – завершает экскурсию Александр Кошутин. – Как правило, на них проставлялся штамп месяца и года, название населенного пункта отсутствовало. Спрашивается: почему? А все дело в том, что проездные в мелких городах в тот период, как и талоны, были универсальные: годились для проезда как в Лиде, так и в Слониме, Гродно, Волковыске.
***
1500 пивных этикеток, 800 этикеток от напитков – история этих ярких, красочных предметов, как и любого другого экспоната, насыщена событиями. Каждая – произведение искусства, ценный информационный «накопитель», который так или иначе связан с определенным историческим периодом в жизни города, всей страны в целом. Но самое приятное – то, что значительное место в этой истории занимает Лидский пивзавод, продукция которого была популярна во все времена.