Секреты элитного меда, тонкости его производства и проблемы современного пчеловодства
Мимо павильона «Мядовы маёнтак» на рынке по ул. Комсомольской пройти невозможно. Не только потому, что место, где он расположен (прямо у мясного павильона), бойкое, но и потому, что плывет оттуда сладкий аромат меда, ну и, в-третьих, продается здесь самый экологически чистый, натуральный и полезный продукт, собранный единственными на Лидчине и одними из немногих в Беларуси пчеловодами-профессионалами – отцом и сыном Геннадием и Андреем РАДИВОНАМИ. С их уникальным по лидским меркам производством познакомился корреспондент «Лідскай газеты».
Знакомьтесь: глава семьи Геннадий Радивон – не потомственный пчеловод (как любят представляться сейчас многие, кто занимается пчелами), а профессиональный, квалифицированный специалист. Окончил Смиловичский аграрный колледж (между прочим, с красным дипломом), зоотехник по пчеловодству. Его сын Андрей – глава фермерского хозяйства, пошел по стопам отца (вот он и есть настоящий потомственный пчеловод). Окончил Смиловичский аграрный колледж (зоотехник по пчеловодству), а после – Гродненский аграрный университет (биоинженер).
Все начиналось с ООО «Лидский мед» отца и сына Радивонов. После предприятие решило развиваться, вести настоящее пчеловодческое хозяйство. К примеру, понадобилась земля. А взять ее в аренду ООО не смогло (возникали юридические тонкости). Тогда отец и сын оформили крестьянское фермерское хозяйство «Мядовы маёнтак». Так в нашем регионе появилось первое и единственное до настоящего времени профессиональное промышленное пчеловодческое хозяйство.
Работать стали не по старинке, а так, как работают профессионалы в Европе. Геннадий Радивон объездил много стран и приобрел самое новое и высокотехнологичное оборудование, которое большинству отечественных пчеловодов даже не снилось.
Так, пчелиные ульи в КФХ «Мядовы маёнтак» представляют собой современные разборные трансформеры, позволяющие менять объем и размер в зависимости от силы и величины пчелиной семьи и передвигаться на поля с различными медоносными растениями. Такие ульи укомплектованы всевозможными современными «наворотами» – дополнительным оборудованием: разделительными решетками, пчелоудалителями, пыльцесборниками, прополисосборниками и т.д. Отдельный корпус улья используется только для профилактики и лечения пчел от болезней и вредителей, что очень важно для получения чистого (не загрязненного ветеринарными препаратами) меда. Фургоны оборудованы навигационными видеосистемами, которые позволяют пчеловодам дистанционно контролировать ситуацию в улье, и термодатчиками (чтобы в определенные периоды оперативно расширять объем).
Ульи находятся в специальных фургонах на колесах, которые вывозятся на поля с рапсом, гречкой, клевером. Земли фермеры арендуют в КСУП, засеивают их медоносными травами, фацелией, донником. Этим самым помогают хозяйствам: пчелы опыляют арендные и соседние хозяйственные поля, повышая их урожайность. КСУП получает большой выход зеленой массы. И оба партнера, таким образом, взаимовыгодно сотрудничают.
– Собранный пчелами мед из сотовых рамок необходимо откачать, и здесь в профессиональном промышленном плане очень важно, как это сделать, на каком оборудовании и в каком помещении, – отмечает Геннадий Радивон. – Хотя «Мядовы маёнтак» располагает отдельным помещением, которое соответствует всем санитарным нормам, однако на перспективу мы уже сегодня строим новое, более просторное здание, где, кроме автоматических медогонок, разместится линия распечатки и откачки меда, а также специальное помещение для хранения меда с контролируемыми температурой и влажностью.
От качества пчеломатки зависит не только сила и производительность пчелиной семьи, но и ее здоровье. Поэтому Радивоны делают ежегодную замену пчеломаток. Для этого в хозяйстве имеются пчелопитомник и специальное оборудование для вывода маток. Все это и многое другое (в том числе и помещение для продажи меда) необходимо для производства качественного меда.
Пчеловоды Радивоны заботятся о своих подопечных как о детях малых, ведь у пчел (как и людей) существуют болезни.
– Ежегодно в пчеловодческих хозяйствах погибает от 20 до 30 процентов пчел. В этом году их погибло почти 60 процентов. Да, сыграл роль природный фактор. Но – не решающую. Основная причина – неквалифицированный уход за ними, – говорит Геннадий Вильгельмович. – Пчелы действительно много болеют: вирусными и бактериальными инфекциями (в каждой из разновидностей насчитывается не меньше десятка болезней), а еще – микозами, аскосферозом, аспергиллезом, мукормикозом и многими другими заболеваниями. Профессионалы не допускают этих болезней и гибели пчел на своих пасеках. А вот на тех пасеках, где мед собирается по старинке, болезни прогрессируют и распространяются от одного пчелохозяйства к другому.
Этим была затронута «больная» для Геннадия Радивона, да и всех профессиональных пчеловодов тема – проблемы в современном белорусском пчеловодстве, которых немало.
«Главная из них – у нас нет законодательства о пчеловодстве! – говорит он. – Я сам неоднократно поднимал этот вопрос в верхах. Но пока «пчелиный воз» и ныне там. А ведь пасеки могли бы приносить очень большую пользу и доход государству».
Выше мы уже говорили, что в КФХ «Мядовы маёнтак» можно купить стопроцентно экологически чистый и натуральный продукт. И это подтверждают многочисленные документы проверок, которые продукция КФХ проходит постоянно, – санитарной, ветеринарной и прочих.
– Так и должно быть, – уверен фермер. – Покупатель должен быть уверен в качестве покупаемого продукта, тем более меда, который в принципе должен быть целебным продуктом (когда-то он и продавался исключительно в аптеках), а производители – чувствовать ответственность и работать исключительно профессионально, в соответствии с законодательством. Сегодня простому обывателю, возможно, и невдомек, что, покупая мед за воротами рынка, у некоего дедушки, который сам по себе, возможно, и хороший человек, мы делаем хуже – себе и не только. Во-первых, мед, который полдня простоял на солнце, теряет все свои полезные свойства. Недаром же профессионалы арендуют дорогостоящие павильоны, соблюдая при этом все санитарные требования, – это нужно им, продавцам, и их покупателям, это нужно, если хочешь производить и продавать мед! Во-вторых, тот же дедушка, пчеловод-любитель всю жизнь собирал мед по старинке, из своих устаревших конструкций, накапливающих вредные вещества. Однако вряд ли когда-либо он лечил пчел эффективными препаратами, имеющими, к слову, срок годности. А может быть, и вообще не знает, что пчелы катастрофически болеют и что его ульи стали источником заразы. Есть еще и в-третьих, и в-четвертых, и в-пятых, и в-десятых, о чем обывателю невдомек. Возьмем, к примеру, медогонку. Раньше ее изготавливали из оцинковки. Сейчас она запрещена. А некоторые пчеловоды-любители на этих медогонках, которые дают полный набор окиси металлов, откачивают мед. Рамки с сотами, в которых пчелы обрабатывались ветпрепаратами от вредителей и болезней, а тем более с нарушением сроков, доз и интервалов, использовать впоследствии, особенно на медосборе, нельзя. Профессиональные пчеловоды, как правило, эти соты переплавляют на воск, а те, кто работает по старинке, продолжают использовать. О каком качестве меда и здесь можно говорить? А есть некоторые пчеловоды, которые просто будоражат пчеловодческую сферу: зачем нам образование, спецоборудование и спецпомещение, зачем нам столько документов, проверок? Мы, пчеловоды, сами гарантируем качество своего меда. И так тоже не должно быть! Любое производство, а тем более меда, должно контролироваться законодательными актами, санитарной, ветеринарной экспертизами. А у нас почему-то сложилось мнение, что пчеловодством может заниматься любой и как ему хочется. Представьте, если у человека нет образования, разве может он работать юристом, педагогом, врачом? Или быть, к примеру, потомственным хирургом, не имея образования, оборудования? Конечно, нет. Во многих развитых странах есть законодательство о пчеловодстве и пчелами разрешено заниматься всем, но – для собственных нужд.
От редакции. Попробовать настоящий экологически чистый мед совсем скоро смогут читатели «Лідскай газеты». Специально для них пчеловоды Радивоны готовят праздничные розыгрыши викторины «Шанс для везунчика», призом в которых и станет мед. Следите за «Лідскай газетай».