Житель Лиды коллекционирует ретроавтомобили (фото)
Утверждается, что автомобиль – не роскошь. И в самом деле, теперь машина для многих стала средством передвижения. Но порой автомобиль – это даже нечто гораздо большее, чем роскошь. Железный конь иногда превращается в настоящую машину времени. Речь пойдет о ретроавтомобилях, которые появились более полувека назад, видели разные времена и благодаря коллекционерам могут отправить нас в путешествие по прошлому…
На таком вездеходе Анискин догонял Фантомаса
В его гараже уже три ретромобиля советской эпохи. Первым был приобретен ГАЗ-69А, 1955 года выпуска. Для тех времен эту машину можно было считать внедорожником или джипом, а называли ее… Впрочем, об этом лучше написано в книге А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: «…Если уж покупать что-нибудь, так это «ГАЗ-69», вездеход, но их, к сожалению, не продают».
Что сказать? Раз уж тогда трудно было приобрести вездеход, то что говорить о нынешних временах? Но Михаилу Киселю удалось совершить такую покупку. Советский джип он нашел в Боровлянах. Бывший хозяин использовал его для хозяйственных нужд, а также участвовал на нем в шоу-реставрации. Затем уехал в Германию, оставив автомобиль… почивать.
– Автомобиль, однако, – рассказывает Михаил, – завелся сразу и своим ходом доехал до Лиды.
Машины этой марки нередко мелькали в кино: именно ГАЗ-69 был служебным авто старшего лейтенанта милиции Анискина, боровшегося с Фантомасом, подобный же «козлик» снимался в картине «Ко мне, Мухтар». И даже в фильме Клинта Иствуда «Письма с Иводзимы», причем в качестве... японского военного вездехода.
«Газик» у Михаила практически в своем первозданном виде, за исключением металлического верха, но, глядя на него, трудно свыкнуться с мыслью, что этой машине – 60 лет. Это уже само по себе говорит о качестве автомобиля. А подтверждается тем, что ГАЗ-69 экспортировался в 56 стран мира, а в 1957 году техническая документация на массовое производство была передана в румынскую компанию ARO, в 1962 году – в Северную Корею.
Сегодня советский вездеход исправно катает хозяина на рыбалку, дачу, перевозит разные необходимые в хозяйстве грузы.
Так какой он, славный «четырехсотый»?...
Если ты не специалист, то, когда взглянешь на этого красавца, невольно вырывается: «Ах-х-х!» В общем, на этом раритете можно запросто красоваться и среди современных авто. А ведь «рожден» данный железный конь в… 1947 году. Это один из первых советских послевоенных автомобилей, выпущенный к 800-летию Москвы и получивший название «Москвич-400».
Известно, что за основу модели был взят «Opel Kadett» образца 1939 года. Если сравнивать фото, то и в самом деле внешнее сходство с «Кадетом», исключая «шильды», абсолютное.
Крупносерийное производство автомобилей начали в апреле 1947 года и стали продавать населению. «Москвич» стоил по тем временам больших денег – 9000 рублей. Далее происходила модернизация и смена моделей «Москвичей», а первый «Москвич» продержался 6 лет без изменений.
По техническим характеристикам машина вполне удобная: потребляет примерно 6-7 литров на сто километров, считается малолитражкой, объем двигателя – 0,9. Немножко смущает для нашего времени «крейсерская скорость» – 90 километров в час – и то, что зимой на нем ездить можно разве что… в валенках. Салон машины не отапливается.
Завод, выпускающий данные модели автомобилей, прекратил свое существование в 2006 году. Из цехов завода за время его работы выехало огромное количество автомобилей, многие из которых и сегодня еще колесят по дорогам СНГ, а некоторым довелось пополнить коллекции старинных автомобилей. Как и нашему главному четырехколесному герою.
«Победа» Максима Танка
Как и у любого уважаемого ретроавтомобиля, у этой «Победы» также есть своя легенда, по которой именно он возил известного белорусского поэта Максима Танка.
– По легенде, – рассказывает нынешний хозяин Михаил Кисель, – после его списания машину выкупил водитель и использовал ее в личных целях.
Спустя время хозяина у машины не стало, и она «покоилась» во дворе, никому не нужная, как тот старый пес, разучившийся охранять дом. Вторую молодость «Победа» получила уже в Лиде.
У этих машин также своя интересная история.
Согласно опять же легенде, первоначально планировалось назвать автомобиль «Родиной». Когда об этом было доложено Сталину, он поинтересовался: «Почем родину продавать будете?» Пришлось разработчикам оперативно менять название. Так родилась «Победа».
Пожалуй, для своего времени это был принципиально новый автомобиль, имевший отличительные конструкторские задумки. Не будем описывать технические характеристики, понятные только знатокам, отметим лишь, что в «Победе» уже был отапливаемый салон, появились багажник, которого не было в других советских автомобилях того времени, часы и поворотники (ранее маневры водителям того времени приходилось демонстрировать руками). Салон автомобиля стал комфортабельным, его сиденья (переднее и заднее) представляют собой диваны, что позволяет расположиться в салоне шестерым людям.
Сейчас «Победы» остались только у коллекционеров, они служат своим владельцам верой и правдой. Ибо, как говорят знающие люди, «Победа» надежна как банк, крепка как сейф и проста как велосипед.