Экзотика без примеси арахнофобии. В семье лидчан живет паук-птицеед

02 Июля 2021 3849
Восемь пушистых ног, столько же глаз, ядовитые щетинки и пара больших челюстей-хелицер…  Журналист «Лiдскай газеты» побывала в семье, где живет один из самых пугающих экзотических питомцев — паук-птицеед.

Знаете ли вы, что такое арахнофобия? Так по-научному называют панический страх, возникающий при виде любых пауков. Именно такое состояние случается и у меня каждый раз, когда я смотрю на любого представителя членистоногих. Поэтому наведаться в гости к семье, где живет не просто белорусский паучок Вася, плетущий паутину на балконе, а 16-сантиметровый выходец из южных стран, было для меня еще той проверкой на прочность. Но, говорят, лучший способ победить страх — взглянуть ему в глаза. В моем случае глаз было восемь...

«Да вы не бойтесь, наша девочка добрая, белая и пушистая!» – будто уговаривая меня познакомиться с мохнатым монстром, Ольга Шевчик приоткрывает крышку контейнера. Паучиха, конечно, не белого, а темно-коричневого цвета, но действительно пушистая — ее туловище и все 8 лап покрывают маленькие волоски. 

Самый первый вопрос, который приходит в голову при виде такого экзотического животного: ядовит ли он?

— Все пауки ядовиты, не только тропические виды, но и обитатели наших широт. Просто белорусские паучки не смогут прокусить кожу человека, да и яд их не опасен. У птицеедов токсичность зависит от вида, – поясняет хозяйка необычного питомца. – Если вы решите завести птицееда, начинайте с брахипельмы альбопилосум – это, так сказать, уровень «новичок», – шутит Ольга. – Его очень трудно вывести из себя – это самый миролюбивый из всех существующих видов, а укус по последствиям для человека сравним с укусом пчелы. Но есть виды птицеедов, например, пецилотерия металлика, укус которых вызывает сильные судороги, серьезные нарушения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем вплоть до комы.  У нас живет самка нанду хроматус – более подвижный, токсичный и агрессивный вид, чем брахипельма, но серьезной опасности для человека не представляет. За 8 лет паучиха ни разу никого не кусала. Кстати, Норкой мы назвали нашу девочку потому, что во младенчестве она любила копать норки, что не совсем характерно для этого вида.

– Значит, птицееда можно подержать в руках? – взглянув страху в глаза, я уже почти готова была к нему прикоснуться. 

– Не рекомендую, – предостерегла Ольга. – Паук весь покрыт ворсинками, и когда ему что-то не нравится, начинает счесывать их со своего брюшка. Если волоски попадут на слизистую человека, последствия могут быть крайне неприятными. К тому же Норка сейчас готовится к линьке, а в этот период пауки более нервные и агрессивные. 

«Предлагая руку и сердце, обычно дарят кольцо. А мне – паука»

Супруги Ольга и Виталий Шевчики и их пятилетний сын Кирюша живут в однокомнатной квартире в центре Лиды. Точнее сказать, отлично уживаются вместе со своими экзотическими питомцами: кроме паука-птицееда, они держат еще с десяток мадагаскарских и шеститочечных тараканов, кота-сфинкса и рыбку Петю. 

– По образованию я биолог, а мой муж – геолог. И мы оба немножко «повернуты» на любви к животным. Как говорят, два сапога – пара. Еще в детстве я постоянно тащила в дом бездомных котов, собак, птенцов… Возилась с ними, кормила, лечила. Окончив институт, устроилась работать в Лидский экологический центр. Там выхаживала аиста, ястреба, скворца, зяблика, щегленка…

– А на экзотику когда потянуло?

– Экзотика – вещь дорогая. О необычных питомцах я задумалась, начав зарабатывать свои деньги. Кстати, первого паука-птицееда мне подарил мой (тогда еще будущий) муж, когда собрался делать предложение. Я до сих пор на эту тему шучу: предлагая руку и сердце, обычно надевают колечко на палец, а мне посадили паука на ладошку. Но я была счастлива! Ведь встретила человека с такими же увлечениями и взглядами, как и у меня.

– Значит, Норка не единственный паук в вашей семье?  

– До этого у нас жили еще два птицееда вида брахипельма альбопилосум, правда недолго – это были самцы, а продолжительность жизни мужских особей – всего 3-5 лет. При правильном уходе и питании самки же могут прожить и четверть века. Пауков мы покупали у заводчика в Минске.  В Лиде тогда таких экстравагантных питомцев никто не держал. Была зима, и муж вез контейнеры с крохотными – не больше горошины – паучками, пряча под курткой. Не верилось, что из этих малышей вырастут большие и «страшные» птицееды.

Ночью по ошибке чуть не схватила паука 

Пока Ольга воодушевленно рассказывала об особенностях ухода за необычным членистоногим, рядом вертелся пятилетний Кирилл. Малыш дополнял рассказы мамы интересными подробностями, показывал, как выглядит щетинка паука под микроскопом (недавно мальчику купили настоящий микроскоп!), и я сразу поняла: в семье растет еще один биолог. 

– Многие недоумевают, как я не боюсь делить жилье с пауком, когда дома ребенок, – опережая мой вопрос о детской безопасности, начала объяснять Ольга. – Нет, совершенно не боюсь. Паук представляет не большую опасность для моего сына, чем хранящаяся в комоде шкатулка с иголками. Птицеед живет в закрытом контейнере, который стоит высоко на шкафу. Да и не будет Кирилл к нему лезть без спроса: он уже взрослый и все понимает. 

Хотя был случай, когда восьмилапый чуть было не укусил свою хозяйку. Ночью Ольга проснулась, чтобы покормить кота. И в полумраке вместо коробки с кошачьим кормом сунула руку в контейнер с пауком.

– Поняла, что ошиблась «адресом», когда почувствовала под пальцами субстрат, – шутливо вспоминает Оля. – Мне повезло, что в тот момент Норка тоже растерялась. И пока она соображала, что к чему, и топорщилась (когда пауки пугаются, они поднимают передние лапы и замирают в такой позе), я быстренько вынула руку из коробки. Еще секунда – и две дырки где-нибудь в пальце были бы мне обеспечены.

Действительно ли паук питается птицами? 

Как это часто бывает в мире животных, название пауков-птицеедов не имеет ничего общего с их повседневной жизнью — пернатых они не едят. Конечно, если вдруг какой-то беспечный птенец попадется на пути гигантского паука, тот не оплошает. Однако в основе его рациона – тараканы (только не домашние), сверчки, разнообразные жучки. Поскольку питаются птицееды только живыми насекомыми, специально для своей «девочки» Ольга разводит дома шеститочечных американских и мадагаскарских тараканов. Последние, признается, скорее не для корма, а для души, хотя иногда и они становятся обедом для мохнатого монстра. 

Тараканы поданы!

С помощью пинцета Ольга кладет шеститочечного кормового таракана в контейнер к Норке. Животный инстинкт включается почти мгновенно: птицеед хватает жертву своими зубами-хелицерами, впрыскивает в нее яд и пищеварительный сок, а затем просто высасывает все внутренности, оставляя от насекомого лишь пустую оболочку. 

– Это выглядит ужасно и зрелищно одновременно, – с воодушевлением рассказывает моя собеседница. – Съеденный таракан становится похож на спрессованную банку из-под пепси, которую паучиха потом уносит в специальный уголок, видимо, считающийся у нее мусоркой. Наша «девочка», кстати, очень чистоплотная. Она даже периодически делает уборку в своем доме. 

Как Норка завела своего домашнего питомца 

– Одного таракана Норка держала у себя примерно год в качестве домашнего питомца. Я не знаю почему, но она его не ела, – вспоминает забавный случай из жизни своей любимицы Ольга Шевчик. – С другими тараканами паучиха расправлялась моментально, а этого приметного, с деформированным крылышком, день за днем оставляла в живых. Возможно, таракан пах или двигался, вел себя не так, как другие и у Норки не срабатывал охотничий инстинкт. Но это лишь мое предположение. В итоге этот таракан умер своей смертью – Норка им так и не пообедала.

Пауки – это вам не котики

Если посмотреть на птицееда без предубеждения, то становится очевидно: он прекрасен. Огромный (размах ног — до 25 сантиметров), яркий, пушистый – будто экзотический цветок, причем с характером. Словила себя на мысли, что, наверное, здорово, когда у тебя в доме живет такое необычное, можно сказать, неземное существо.

– Птицееды очень красивые, они грациозно двигаются, стремительно охотятся, интересно линяют. У каждого свои характер и привычки. Наблюдать за таким пауком интереснее, чем смотреть канал «Дискавери», – будто в подтверждение моих мыслей, начала рассуждать Ольга Шевчик. – Кстати, мы планируем пополнить нашу большую семью новыми питомцами: мой муж, например, мечтает о французском бульдоге и королевском питоне, а я бы очень хотела завести тропическую ящерицу – бананоеда или эублефара. В однушке места, конечно,  маловато, но это, как говорится, совсем другая история…

Вниманию всех, у кого дома живут пернатые, хвостатые и усатые! Если вы обладатель необычного домашнего животного и хотите рассказать о нем на страницах нашего издания, пишите на электронный адрес  natvlida@gmail.com либо звоните по телефону 80297080432.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться