Горизонт вертикально. В Лиде открылась уникальная выставка современных белорусских художников-авангардистов, и ее нельзя пропустить
«Вызывает ли это какое-то чувство? Хочется плюнуть! Мусор! Прекратить это безобразие! Я приказываю!» Сегодня сложно сказать, что такого увидел или, напротив, не увидел в 1962 году на выставке авангардистов в московском «Манеже» председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев. Но в своих выражениях первый секретарь не стеснялся, обзывая непонятные ему работы современного искусства и их авторов последними словами.
Между тем, в это время в Витебске – нет, не зарождалось, а на базе художественной школы уже активно развивалось творческое объединение УНОВИС (расшифровывается как утвердители нового искусства), у истоков которого стояли Шагал и Малевич. В 2020 году арт-движение, известное по всему миру, празднует 100-летие, а белорусская «северная столица» носит звание центра авангарда.
Какое это все отношение имеет к Лиде? Да самое непосредственное: последователи УНОВИСа, выпускники Витебской художественной школы, «гостят» сегодня у нас, в столице культуры Беларуси – в своих работах, конечно. В Лидском историко-художественном музее открылась коллективная выставка современных белорусских художников-авангардистов «Первопроходцы» из частного собрания минского коллекционера Евгения Ксеневича.
– Белорусский авангард – это не миф. Он уникален, со своим стилем, лицом, характером. Белорусский авангард ни на кого не похож, но в то же время он находится внутри европейское контекста. Его знают, им восхищаются, к нему прислушиваются, за ним следуют, – считает искусствовед, магистр социологии Екатерина Янчевская.
«Первопроходцы» заняли большой зал на первом этаже историко-художественного музея. Тем самым, уже с порога предлагая посетителям сломать стереотипы и разорвать собственные шаблоны. Да, авангард – это не про очевидность. Картина, условно, с гвоздем не про гвоздь. С треугольниками – не о треугольниках вовсе. Но авангард, представленный в Лиде, не отворачивает и не ставит в тупик, заставляя бровь подняться в недоумении. Напротив, работы «разговаривают» с тобой. Они «просят» отойти, а потом не спеша вернуться. Остановиться, вглядеться и задуматься, а потом снова отойти... Потому что в разной точке зала и «разговор», увиденное и услышанное будет разным. Но везде изображение одинаково концентрирует и успокаивает. «Первопроходцы» будто обнимают тебя, уводя за собой.
Первое визуальное впечатление на выставке – это геометрия. Здесь зрители везде будут сталкиваться с пересечением горизонтали и вертикали. Но эти линии не помещают в клетку или какую-то схему, а удивительным образом расширяют границы, открывают горизонты.
Несмотря на то, что авангард – для гурманов искусства, организаторы надеются на массовый интерес. И он возможен. На вернисаже присутствовало много новых «лиц», как назовет их впоследствии куратор «Первопроходцев», старший научный сотрудник Лидского историко-художественного музея Татьяна Никифорова. Это люди, которые пришли на открытие конкретно этой выставки, выставки авангарда. Среди них известный в своих кругах лидский художник-граффитист Сергей Русак.
– Я слежу за творчеством многих белорусских авангардистов, работы отдельных представлены сегодня в Лиде. Это удивительно и для лидчан является настоящим подарком, большой удачей. На мой взгляд, такое событие не нуждается в дополнительных стимулах, приглашениях или обсуждениях. Это тот случай, когда нужно увидеть, – прокомментировал Сергей.
Говорят, что художники-авангардисты не рисуют, а «думают» свои картины. Искусство – это не монолог каждого отдельного шедевра, а их постоянный диалог. И услышать его может каждый – в Лидском историко-художественном музее. «Первопроходцы» приглашают к «разговору» до конца марта. Впрочем, в апреле они снова скажут: «Здравствуйте» – Евгений Ксенивич привез в наш город порядка 90 картин, поэтому у экспонируемой сегодня выставки будет продолжение, и одни картины сменятся другими. Неизменным останется то, что голоса шедевров разных художников по-прежнему продолжат говорить на одном языке – белорусского авангарда.