Директор СШ №11 Лиды, депутат областного Совета депутатов Анна Хвойницкая: «Школа формирует гармоничную личность, не безразличную к судьбе страны»
08 Сентября 2021
3616
Педагог с 33-летним стажем делится огромным опытом педагогической и организаторской работы.
Средняя школа, которой она руководит, занимает одну из лидерских позиций в рейтинге успешности школ Лиды. Она на слуху благодаря своим победам в олимпиадах, проектной работе, новаторскому подходу к обучению и патриотическому воспитанию.– Новое время – новая педагогика?
– Не соглашусь. Педагогика выработана веками. Ее ценности вечны. Технологии меняются, а ребенку по-прежнему нужны любовь, общение, понимание родителей, педагогов, окружающих.
– Как Вы оцениваете современную систему образования? И чем особенна ваша школа?
– Если выпускники Беларуси успешны во всех странах мира и в них так заинтересованы наши соседние государства, то она – одна из лучших. А наша школа – обычная общеобразовательная, в центре города, наши соседи – лицей. Соответственно, наша задача – подготовить успешного выпускника, который уже после базовой школы составит конкуренцию при поступлении в вышеназванное учреждение.
На ІІІ ступени общего среднего образования уже два года работают профильные классы, в состав которых входят группы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических специальностей (с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Английский язык» и «Обществоведение» в 11 классе и «Английский язык» и «Математика» в 10 классе). Администрация и педагогический коллектив все время ищут оптимальные формы духовно-нравственного воспитания учащихся, в том числе во взаимодействии со структурами Белорусской православной церкви. В мае заместитель директора по воспитательной работе Людмила Марьяновна Видевич, педагог-инноватор Наталья Николаевна Анашкевич представили итоги реализации инновационного проекта на областном семинаре-mainstream «Использование возможностей регионального социокультурного кластера в нравственном развитии обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа».
Наша школа напоминает многофункциональный живой механизм. На первом месте – работа с одаренными учащимися, надо увидеть талант и развить его. На втором – внеклассная работа, шестой школьный день. Следующее направление – это энергосбережение. Увлекаясь этим, мы одержали победу в областном конкурсе и смогли заменить часть окон в школе. Еще один вектор работы – творческая копилка наших педагогов. Некоторые из них являются руководителями районных методических объединений.
Наша школа – единственная в Лидском районе и одна из немногих в области, где создан музей воинов-афганцев, который активно пополняется экспонатами и, самое главное, востребован посетителями. Это тот вектор, который мы успешно используем для патриотического воспитания наших ребят. Одно дело – слышать высокие слова о подвиге и любви к Отчизне, другое – увидеть своими глазами вещи героев, прочесть их письма, прикоснуться к их прошлому. Воспитательная функция школы по-прежнему одна из важнейших.
– Как воспитать гармоничную личность, не безразличную к судьбе страны?
– Общаться, вести дискуссию по проблемам развития современного общества. Проект «ШАГ» является эффективным инструментом для решения этих задач. Но только общение должно быть открытым, понятным для ребят. На первом месте – личный пример того, кто общается с детьми.
– Какие духовные качества, на ваш взгляд, современная школа должна привить детям?
– Уважительное отношение друг к другу, старшим; социальную активность и ответственность; позитивное отношение к представителям других культур. В нашем учреждении широко используются возможности шестого школьного дня. В частности, работа клубов «Уроки добра», «Белая Русь», «Правоведы», «Свет души», «Счастливы вместе», «Семейный очаг», «Поиск», «Наследие» и других.
– На Республиканском педагогическом форуме Президент напомнил о древней мудрости: после хлеба самое важное для народа – это школа. «Не умаляя роль семьи, мы все с вами хорошо понимаем, что именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. Наука это называет национальной идентичностью. По-простому это патриотизм», – сказал Президент. Что Вы думаете по этому поводу?
– Абсолютно согласна и считаю, что школа просто обязана воспитывать патриотов. Мы давно работаем в этом направлении. Поэтому этот год был для нас всего лишь годом, когда мы проверили прочность нашей команды. Лучшим подтверждением этому стало, к примеру, результативное участие в конкурсе исследовательских и литературных работ учащихся «Свет православия», организованном Институтом теологии имени святых Кирилла и Мефодия БГУ. Четыре исследовательские работы учащихся СШ №11 Лиды заняли I место. 93 процента обучающихся 14-летнего возраста стали членами ОО «БРСМ».
Заботливое отношение к духовному наследию белорусского народа прививается через вовлечение ребят в краеведческую, экскурсионную деятельность, исследовательскую работу. Результат этой работы – создание музея «На перекрестках дорог…» (руководитель Людмила Эдуардовна Ошмяна), издание книги «Православные храмы Лидчины» (автор Наталья Николаевна Анашкевич).
Основной фонд музея составляет 472 экспоната, вспомогательный – 148. В минувшем учебном году школьный музей посетили более пяти тысяч человек, проведены полсотни мероприятий, экскурсии. Деятельность музея осуществляется через участие в мероприятиях, приуроченных к 80-летию начала Великой Отечественной войны, в рамках республиканской акции «Я гэтым краем ганаруся», республиканской декады гражданско-патриотических дел «Афганістан у лёсах нашых землякоў», молодежного проекта МЕДИАLIVE «Листая героические страницы победной весны», вахты Памяти. А на сайте школы создан виртуальный музей, который пополняется новыми видеоматериалами, презентациями.
– Как, на ваш взгляд, противостоять новым вызовам?
– Делать свое дело с честью и достоинством. Иметь свою точку зрения, но она не должна навредить тем, кто рядом с тобой. Созидать, развиваться.
– Сегодня очень многое зависит от позиции педагога: роль личности в профессии важна как никогда.
– Дети нынче немного другие, они «живут» в сети Интернет и многие ответы находят там. Но учитель должен оставаться для них маяком и непререкаемым авторитетом. Соответственно, уровень педагогов должен быть высочайшим. Учитель современной школы просто обязан беспрестанно развиваться и расти.
Я рада, что наш коллектив продолжает добрые педагогические традиции тех, кто 64 года назад впервые переступил порог школьного здания. Рада и тому, что семь выпускников нашей школы вернулись сюда в качестве преподавателей. Более того – 60 процентов выпускников группы профессиональной направленности поступили на педагогические специальности, при этом 40 процентов из них с заключением договоров для получения высшего образования на условиях целевой подготовки.
– Анна Александровна, как Вам удается совмещать руководство большой городской школой и заниматься депутатской работой, помогать землякам решать многие вопросы?
– Очень сложная работа. Я готова и помогаю тем, кто в силу возраста или здоровья не в силах решить некоторые вопросы. Но если человек полон сил и ждет, что кто-то придет и починит ему крышу, помоет в подъезде окна или расчистит снег во дворе, – то это не ко мне. Поэтому считаю, что воспитание в семье трудолюбия, самостоятельности – это основа успешности каждого человека.
– Что желаете коллегам в новом учебном году?
– Здоровья, радости от общения с ребятами и коллегами, терпения и реализации творческих идей. И огромная благодарность тем, кто всю жизнь счастлив от огромного желания каждый день переступать порог школы и учить детей.
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.