История одного снимка. О летчиках, которые в боях 1943-го за три дня сбили 17 самолетов противника

11 Июля 2021 1369

Изучая историю 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы, в интернете я случайно наткнулся на фотографию военных лет. На обороте фотоснимка была сделана надпись: группа летчиков-истребителей 16 воздушной армии, отличившихся в боях 5-7 июля 1943 года. За три дня ими сбито 17 самолетов противника. А дальше подписаны фамилии…

Фамилии летчиков нашей авиабазы, точнее 563 истребительного авиационного полка, который впоследствии был переименован в 116 гвардейский истребительный авиаполк! Буквально через несколько минут я погрузился в изучение профильного форума, где был повторно размещен фотоснимок и велась работа по поиску родственников пилотов. Сегодня можно назвать полные имена этих летчиков: Капитан Солянников Иван Карпович, младшие лейтенанты Изотов Петр Евгеньевич, Мельник Владимир Иванович, Черников Борис Федорович, Чернышев Андрей Иванович. На лицах каждого улыбки, на груди ордена и медали, у некоторых нашивки за ранения. Боевые подвиги летчиков достойны отдельной книги.

Дата 5 июля 1943 года известна как начало Курской битвы. Сегодня я хочу вкратце рассказать об истории этой фотографии, рассказать о героических битвах в воздухе истребительного полка.

В ходе зимнего наступления Красной армии и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 км и шириной до 200 км, обращенный в западную сторону - так называемая Курская дуга (или выступ). Германское командование приняло решение провести стратегическую операцию на Курском выступе. Войска Центрального фронта под командованием генерала армии Константина Рокоссовского обороняли северный фас (обращенный к противнику участок) Курского выступа, а войска Воронежского фронта под командованием генерала армии Николая Ватутина – южный. Войска, занимавшие выступ, опирались на Степной фронт в составе стрелкового, трех танковых, трех моторизованных и трех кавалерийских корпусов (командующий – генерал-полковник Иван Конев).

По окончании Сталинградской битвы 563 иап в начале февраля 1943 г. перелетел на аэродром в районе г. Ельца, где вошел в состав Центрального фронта 16 воздушной армии. Здесь личный состав находился временно – ожидали пока подготовят для постоянного базирования аэродром в районе г. Курска. Взлетно-посадочную полосу и землянки для полка сооружали на северо-западной окраине города. Сейчас там расположен университет и жилые здания. В постройке аэродрома принимали участие жители, в основном молодые девушки и женщины.

В конце февраля полк перелетел в Курск и разместился на новом аэродроме. Из снежных блоков были построены укрытия для стоянок самолетов. Из воспоминаний Изотова П.Е.: «когда я проезжаю по улице 50 лет Октября мимо нашего военного аэродрома, всегда вспоминаю, где располагались землянки для отдыха летного состава, для штаба полка, здание столовой. Все эти места теперь застроены. И только единственное название «Аэродромный переулок» напоминает мне, что здесь был наш фронтовой аэродром в дни Курской битвы».

Подготовка к боевым действиям проводилась задолго до их начала. Пилотов специально готовили и тренировали для сопровождения штурмовиков Ил-2, полк которых располагался совместно с нашими истребителями. Это позволяло лучше подготовиться к вылетам, обговорить различные варианты воздушных боев для прикрытия штурмовиков.

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода. Продвижение вражеских войск поддерживалось массированными действиями Люфтваффе. При этом в каждом налете участвовало до сотни бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Когда было установлено главное направление удара немецко-фашистских войск, были введены в действие основные силы 16-й воздушной армии.

Вот как об этом вспоминает летчик Изотов П.Е.: «В первый день наступления немцев мой первый вылет начался в составе четверки истребителей в 6 часов утра, на разведку противника на севере Курского выступа. О районах скопления живой силы и танков противника, я докладывал по радио в штаб полка. По данным нашей разведки бомбардировщики и штурмовики наносили бомбовые удары и производили штурмовку войск противника».

Примерно в 6.30-7.00 шесть истребителей Як-1 вылетели на сопровождение штурмовиков, которые направлялись в район Понырей. С высоты 400-600 метров можно было сосчитать все немецкие танки, движущиеся к переднему краю советских войск. Из воспоминаний летчика Черышева А.И.: «Штурмовики пошли в атаку, а нашей задачей было не подпустить к ним самолеты противника. Мы прикрывали наши «илы» сверху, спускались до высоты их полета «ныряли» под них. До конца дня было произведено до пяти боевых вылетов».

Воздушных целей было предостаточно. В первый боевом вылете пилоты 563 иап сбили 7 самолетов противника. Не вернулись из боевого задания младшие лейтенанты Шкурко А.П. и Ерканов П.И.

  
На фото (слева направо): Петр Изотов, Борис Черников и Андрей Чернышев.

6 июля 1943 г. группа из 12 самолетов под командованием штурмана полка майора Веремеенко В.Т., вылетела в район передней линии обороны. На высоте 2000 метров, группа встретила 10 самолетов Ю-87 под прикрытием 18 ФВ-190. Наши летчики смело вступили в бой, несмотря на численное превосходство, который длился 35 минут. В этом напряженном бою наши пилоты одержали полную победу. Шесть сбитых самолетов противника горели на земле, а летчики 563 иап вернулись на свой аэродром без потерь. В ходе воздушных боев 6 июля дважды отличились Солянников и Чернышев, по одному самолету сбили Мельник, Веремеенко, Ченский, Самоделов. Из воспоминаний одного из участников боевых действий: «Я не видел еще столько самолетов в воздухе как наших, так и немецких, не видел ту лавину танков, двигающихся на наш передний край, столько стволов орудий, извергающих огненный металл, столько разрывов зенитной артиллерии. В сумерках в этот день, район Поныри в радиусе 30 км до высоты 2000 метров, был окутан дымом. Пахло гарью, казалось, что в данном районе земля пылает в огне. В воздухе стоял гул моторов. Каждый из нас был уверен, что хоть немцы и перешли в наступление, но они далеко не пройдут, захлебнутся. Вечером, каждый кто летал, спешил поделиться о проведенном воздушном бое и здесь вырабатывали и уясняли новую тактику, новые приемы. Первые дни боевой работы показали, что немцы не пройдут, придет время, когда они покатятся под нашим мощным ударом далее на запад».

7 июля 1943 года стал для наших пилотов наиболее результативным. Летчики полка сбили более 10 самолетов противника. В одном из боев младший лейтенант Маринин Виктор Федорович уничтожил один ФВ-190 и еще один подбил. Однако он сам получил тяжелое ранение головы, спины, правой ключицы и бедра в результате попадания в кабину самолета снарядов противника. «Главное - не потерять сознание и не попасть в лапы фашистов», - думал раненый летчик.  Превозмогая боль, истекающий кровью Маринин управляя самолетом, вышел к своим. Темнело в глазах, туманилось сознание, но усилием воли он заставил себя лететь на аэродром. Виктор Федорович развернул истребитель, пошел на посадку, выключил зажигание, благополучно сел и сразу потерял сознание. К самолету подбежали друзья и  немедленно отправили раненного летчика в госпиталь. За проявленное мужество и настойчивость в борьбе с самолетами противника младший лейтенант Маринин В.Ф. был награжден Орденом Отечественной Войны 2-й степени. В этот день снова по два самолета сбили Солянников и Чернышев.

В один из дней полк «атаковали» корреспонденты как дивизионной газеты «Доблесть», так и центральной «Комсомолки». Группу летчиков, наиболее отличившихся в первые 3 дня операции сфотографировали. Именно этот снимок и привлек мое внимание.

Всего в ходе Курской битве летчики полка сбили более 50 самолетов противника.

3 сентября 1943 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм 563 иап преобразован в 116 гвардейский истребительный авиационный полк.

Это лишь некоторые эпизоды далекого 43-го года. 78 лет нас разделяют от начала Курской битвы. В историческом формуляре 116 гвардейской авиабазы сделана следующая запись: всего за летнее наступление в Орловско-Курской операции на Центральном фронте полк произвел 3087 боевых вылетов с налетом 2757 часов. Проведено 168 воздушных боя, сбито 94 самолета противника. Свои потери за этот период: потеряно в боях 20 летчиков и 22 самолета.

Личный состав полка принял непосредственное участие в этой грандиозной битве.. За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте по борьбе с немецкими захватчиками и проявленное при этом доблесть и мужество в ходе оборонительной операции на Курском выступе командир эскадрильи капитан Солянников И.К. был награжден Орденом Александра Невского, летчики Изотов П.Е., Мельник В.И., Черников Б.Ф. награждены Орденом Красного Знамени, летчик Чернышев А.И. был награжден Орденом Красной Звезды.

На сегодняшний день ведется военно-историческая работа по изучению боевого пути нашего полка. Найдены родные Изотова и Чернышева, начали общаться с внучкой Черникова, ведутся поиски родственников Солянникова и Мельника. В музей авиабазы передаются фотографии и воспоминания ветеранов. Мы помним имена и фамилии наших однополчан и гордимся их подвигом.

Текст: 116-я штурмовая авиабаза.116-я штурмовая авиабаза.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться