Стеклозавод «Неман» – колыбель именитых художников

11 Ноября 2019 1334



Художник по стеклу – профессия редкая. И какими бы путями творческие люди к ней ни шли, у нас, в Беларуси, эти пути, как правило, так или иначе пересекаются со стеклозаводом «Неман». Недавнее событие на этом известном предприятии в городе Березовке – тому свидетельство. 

С 21 по 25 октября на базе ОАО «Стеклозавод «Неман» состоялся симпозиум (последний раз он проводился здесь в 2010 году), в котором приняли участие художники по стеклу, являющиеся членами общественного объединения «Белорусский союз художников». Интересно, что хотя только одна участница симпозиума работает сегодня непосредственно на стеклозаводе, к судьбе остальных это известное предприятие тоже имело или имеет прямое отношение.

И делала вазу для Леонида Брежнева…

Чем же представители этой редкой профессии были заняты почти неделю в Березовке? С какой целью проводился симпозиум? Об этом я узнала во время недавней поездки на стеклозавод «Неман», где встретилась с председателем секции декоративного искусства ОО «Белорусский союз художников» Ириной КУЗНЕЦОВОЙ. К слову, Ирина Ивановна не только художник, но и поэт, писатель. Ею приложено немало усилий, чтобы симпозиум состоялся.

– Наверно, надо начать с того, – ввела в курс моя собеседница, – что в декабре состоится съезд Белорусского союза художников (БСХ), и в его преддверии во Дворце искусств в Минске с 28 ноября по 8 декабря запланировано триеннале декоративно-прикладного искусства. На ней будут выставлены в том числе работы из стекла, авторами которых являются члены союза художников.

– Чтобы вы представляли, насколько это уникальный вид творчества, хочу привести такой факт, – продолжала моя собеседница. – Белорусский союз художников насчитывает сегодня более тысячи членов. Из них 70 человек входят в секцию декоративного искусства. А в этой секции только пять художников, включая меня, работают со стеклом. И мы все – участники этого симпозиума.

Я попросила рассказать об участниках подробнее.

– Ольга Сазыкина преподает на кафедре стекла в Белорусской государственной академии искусств, – представила первую участницу Ирина Ивановна. – Она нередко бывает на стеклозаводе «Неман» со своими студентами – именно здесь они начинают изучать технологию производства стекла. Буквально в прошлом месяце приезжали. Кстати, до академии Ольга Сазыкина работала художником здесь, на этом предприятии. В симпозиуме также принимает участие Татьяна Малышева, которая тоже много лет работала художником на стеклозаводе в Березовке, приумножала славу неманского стекла на многих зарубежных выставках и даже изготавливала вазу для Леонида Брежнева. Сейчас она работает в УП «Художественный комбинат» в Минске.

– Но сюда приехали не только маститые художники, – продолжала моя собеседница. – Мы любим нашу молодежь. И мы учитываем, что им нужна своя дорога. Дорога, на которой им будут светить их путеводные звезды и помогать продвижению вверх надежда, талант и любовь к своему делу… Среди тех, кто на этой стезе уже достиг определенных успехов – члены БСХ Жанна Морозова и Елена Чепелева. Они тоже учились в Белорусской государственной академии искусств, как студенты ездили когда-то на стеклозавод в Березовку на практику, а теперь здесь в первый раз как художники, как участники симпозиума. Мы также пригласили к участию в симпозиуме ведущего художника стеклозавода «Неман» Галину Сидоревич. Она тоже является членом Белорусского союза художников – его Гродненского отделения.

Фантазия художника, воплощенная в стекле

Я спросила: а какие именно изделия изготавливались участниками симпозиума на стеклозаводе «Неман» для триеннале в Минске?

«Мы представляем современное искусство», – отметила Ирина Кузнецова. И уточнила, что это декоративные изделия из стекла. Очень нестандартные изделия. «Это фантазия художника, воплощенная в бесцветном стекле и благодаря этому обретшая осязаемость – по велению души, а не на заказ, – пояснила Ирина Ивановна. – В эти изделия нельзя что-то налить, поставить цветы или использовать их как сувенирную продукцию. Они не для широкого круга покупателей и в большинстве случаев остаются собственностью авторов или дарятся ими после выставок музеям». Моя собеседница также добавила, что выставка посвящена Году малой родины, и художники в своем творчестве отталкивались от этой темы.

Затем я узнала, в чем заключается уникальность самого процесса создания произведений искусства из стекла. Особенность в том, что художник может создать его, как правило, работая совместно с опытными мастерами – выдувальщиками и отдельщиками выдувных изделий. Конечно, теоретически художник может освоить профессию, например, выдувальщика и достичь в этом высот. Но дело в том, что профессиональный выдувальщик обязан обладать не

только художественным вкусом, чувством расплавленного стекла, но и физической выносливостью. В общем, это другая профессия, и к ее обладателю другие требования.

Далее Ирина Кузнецова посвящает меня в суть сотрудничества художника и мастера, работающего непосредственно с горячим стеклом: «Художник делает эскиз на бумаге и объясняет мастеру, с учетом всех нюансов, что он хочет в результате получить. При этом художник должен объяснить это очень грамотно. То есть он обязан знать технологию производства стекла, технологию выдувания изделий из него, отделки – без этого ничего не будет: ни витража, ни люстры, ни декоративного изделия… Знание технологии – еще одна особенность профессии художника по стеклу. А так, придумать можно всё, что угодно, но важно, чтобы художник ясно представлял, как это может реализоваться технологически».


На вазу (в ней применена стекловата) наматывается стеклянная нить.

Волшебные руки мастера: всё могут, всё… помнят

Важно и то, чтобы опытный мастер, работающий у печи, понимал художника с полуслова. И, наконец, чтобы была площадка, на которой всё можно реализовать. «Вот поэтому мы и здесь. И благодарны руководству стеклозавода «Неман» за это. В том числе за то, что пять дней нам была предоставлена возможность работать вместе с экспериментально-художественной бригадой, которую возглавляет отдельщик выдувных изделий 8-го разряда Валерий Багинский. У этого мастера огромный опыт, вмещающий десятки лет работы с расплавленным стеклом. Познакомившись с эскизом, он сразу видит, как это реализовать: какую трубку для выдувания взять, какую массу стекла. Он и через много лет помнит стиль, творческий почерк художников, с которыми ему приходилось работать, как создавались совместно изделия. И если художник через годы захочет что-то повторить, нет проблем – глаза и руки Валерия Ромуальдовича всё помнят. В общем, это прекрасный мастер, и в его бригаде работают замечательные, очень опытные профессионалы, с которыми нам легко было понять друг друга», – отметила Ирина Ивановна.

Пять дней пролетели быстро и были очень насыщенными: благодаря хорошей организации симпозиума задумки, наработки, эскизы, которые привезли на стеклозавод члены союза художников, успешно воплотились в реальность – в произведения искусства, которые будут экспонироваться на триеннале выставки в столичном Дворце искусств в конце ноября. Ирина Кузнецова не раскрывала всех секретов, но заверила, что участниками симпозиума приложен максимум усилий, чтобы заинтриговать посетителя и поднять культуру на новый уровень.

Председатель секции декоративного искусства ОО «Белорусский союз художников» Ирина Кузнецова (организатор симпозиума).


Бригадир экспериментально-художественной бригады стеклозавода «Неман», отдельщик выдувных изделий 8-го разряда Валерий Багинский.


Члены союза художников Ольга Сазыкина (слева) и Татьяна Малышева начинали свой творческий путь на стеклозаводе «Неман».

Текст: Светлана МедуницаСветлана Медуница
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться