К чему готовиться руководителям и работникам в 2020 году. Лидские наниматели собрались на ГП «Конус», чтобы обсудить тенденции меняющегося рынка

29 Октября 2019 1967

Что лежит в основе успешности предприятия? Можно не сомневаться, любой руководитель с ходу назовет немало факторов, способствующих успеху. И в то же время не откажется расширить свои познания в этом вопросе, познакомиться с удачным опытом коллег и даже что-то перенять. Именно таким познавательным мероприятием стало очередное заседание Совета Лидского районного филиала ГОСН (Гродненского областного союза нанимателей), которое прошло 16 октября на базе ГП «Конус» РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства».

 «Это – белорусское качество. И им можно гордиться»

В выездном заседании приняли участие руководители наиболее крупных и значительных предприятий и организаций Лидчины, являющихся членами районного филиала союза нанимателей (сегодня их 49). В начале заседания директор Лидских электрических сетей, председатель районного филиала ГОСН Виктор Жук представил аудитории недавно принятых членов – УКП «Комбинат школьного питания» г. Лида и ОАО «Лидский комбинат бытовых услуг».

В работе заседания также приняли участие представители Белорусской ассоциации кадровиков, Белгосстраха, райисполкома. А началось оно с экскурсии по заводу горячего оцинкования.

Председатель районного Совета депутатов Инесса Белуш и заместитель председателя Лидского районного филиала ГОСН Зоя Васюк.

Хоть журналистов на это предприятие приглашают не так уж и редко (о чем мы всегда рассказываем читателям), сколько раз ни побываешь в производственном цехе, организация труда в нем не перестает восхищать.  

Только что оцинкованные изделия покидают ванну горячего цинкования. 

Кто-то из руководителей, возможно, был здесь впервые, и они тоже смогли оценить, насколько четко на ГП «Конус» организованы процесс подготовки металлоконструкций к горячему оцинкованию, сама операция цинкования в наполненной расплавленным цинком одной из самых больших ванн в Европе длиной 15 метров, складирование готовой продукции. А также убедиться в качестве оцинкования. С производством гостей знакомил директор ГП «Конус» Андрей Жамойда.  

Директор ГП «Конус» Андрей Жамойда считает, что оцинкованных ограждений в городе должно быть больше. 

Чуть позже, на заседании, он отметил, что за 7 лет существования предприятия годовой объем производства на нем вырос на 1200%. Такой рост был бы невозможен, если бы не было устойчивого спроса на услугу цинкования. А спрос, в свою очередь, обеспечивается очень высоким качеством услуги, которое обеспечивают на лидском предприятии. Андрей Петрович привел пример: в Российской Федерации сегодня работают 60 заводов горячего цинкования, а россияне едут за полторы-две тысячи километров в Лиду, потому что выбирают белорусский «Конус». «Вот все говорят, что у нас европейское качество. Но это – белорусское качество. И им можно гордиться, – добавил директор. – Мы шли к нему из года в год, со дня основания завода. А международная конференция с участием 10 передовых стран в сфере цинкования, которая недавно прошла на базе нашего предприятия, показала и подтвердила: мы можем всё. И в этом заслуга всего нашего коллектива».

Андрей Жамойда чеканит сувенирную монету с логотипом завода «Конус».


У памятника первой ванне горячего оцинкования.

Чем дистанционный работник отличается от надомника и что еще нового в Трудовом кодексе 

Затем вниманием аудитории завладели гости – представители Белорусской ассоциации кадровиков. Эксперт ассоциации Валентина Филиппович посвятила выступление принятому в этом году Закону Республики Беларусь от 18.07.2019 г. № 219-З «Об изменении законов», которым вносятся изменения в Трудовой кодекс нашей страны, вступающие в силу с 28 января 2020 года. Что в связи с этим нужно знать руководителям? Валентина Вацлавовна остановилась на основных новшествах. Думаем, они будут интересны и широкому кругу читателей.

Эксперт белорусской Ассоциации кадровиков Валентина Филиппович (справа) и директор ГП «Конус» Андрей Жамойда.

Во-первых, изменения коснутся порядка приема на работу. С 28 января 2020 г. появятся дополнительные требования к оформлению трудового договора, и, соответственно, это касается и контракта, который, как известно, является разновидностью срочного трудового договора. Теперь каждая страница двух экземпляров трудового договора (контракта) и приложений к ним должна быть подписана обеими сторонами – руководителем и нанимателем – и нумероваться.

Во-вторых, сокращен срок для документального оформления на работу. Если по действующему законодательству это трехдневный срок, то начиная с даты 28 января 2020 года, наниматель должен будет уложиться в один день.

Что еще? В перечень документов, предъявляемых при приеме на работу, добавляется характеристика от предыдущих нанимателей. Но это не значит, что работник обязан ее приносить. Это значит, что наниматель вправе сделать запрос на предыдущее место работы работника. Срок выдачи характеристики – 5 календарных дней.

И еще о нововведении при приеме на работу. Раньше не был четко проработан вопрос установления предварительного испытания работника. Его могли взять с установлением предварительного испытания на одну должность, а потом перевести (и тоже с предварительным испытанием) на вторую, на третью… Теперь так нельзя: частью 1 статьи 28 определено, что предварительное испытание устанавливается только при приеме на работу.

Докладчик коснулась других новшеств – касающихся контрактов (их содержания, порядка продления и др.), а также работы в целом. Так, теперь в Трудовой кодекс добавлена целая глава 18-1, которая будет регулировать особенности труда работников, заключивших контракт. В ней есть положения, перенесенные из других законодательных актов, но есть и новшества. Например, с 28 января 2020 года будет расширен перечень лиц, которые имеют право на компенсацию при досрочном расторжении контракта в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора и пунктов контракта. В перечень этих лиц теперь входят также работники, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста и имеют право на пенсию и которые не достигли такого возраста, но получают пенсию (за исключением пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальных). Они все будут иметь минимальную компенсацию в размере трех среднемесячных заработков (в настоящее время им выплачивают выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка).


Валентина Вацлавовна остановилась на вопросе, что будет с местом молодого специалиста (рабочего, служащего), призванного на военную либо направленного на альтернативную службу. Теперь любая организация (а раньше это касалось только государственных организаций), как только ее молодого специалиста или рабочего призовут на военную службу, обязана будет с пришедшим на его место работником заключить срочный трудовой договор. Именно срочный (о контракте и речи быть не может) – на период службы призванного и в течение трех месяцев после ее окончания.

В ТК вводится новая глава 25-1 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих дистанционную работу» и впервые вводится термин «дистанционная работа», который означает, что работник выполняет эту работу вне места нахождения нанимателя. При этом работник использует информационно-коммуникационные технологии.  Некоторые говорят: «А, это надомники» – но они ошибаются. Это совершенно другая категория работников. Почему? Потому что надомники работают только дома и только на оборудовании нанимателя. А дистанционные работники могут трудиться и на оборудовании нанимателя, и на своем, причем не будучи привязанными к какому-либо месту для выполнения работы. Они могут выполнять работу там, где им будет удобно. Но для приема на работу необходимо, чтобы претендент явился в организацию со всеми нужными документами лично. В части 2 статьи 19 нового ТК установлено, что именно должно быть записано в трудовом договоре. Урегулирован порядок обмена документами с дистанционным работником (в электронном виде и на бумажном носителе), внесения изменений и дополнений в трудовой договор (контракт), увольнения.

Докладчик рассказала, какие новшества появятся в работе по совместительству. Затем остановилась на праве нанимателя корректировать графики работ и сменности, в целях более эффективного решения производственных вопросов. Участники заседания также узнали, что Трудовой кодекс дополнен новой статьей «Временный перевод», где детально разложено, как он должен осуществляться. В завершение Валентина Филиппович ответила на вопросы аудитории и, уточнив, что это далеко не все изменения, сообщила: специалисты Ассоциации кадровиков готовы выезжать по приглашению на предприятия, чтобы рассказывать об этом на местах более подробно.

И достижения могут быстро остаться в прошлом…

Большой интерес на заседании вызвало выступление председателя правления Ассоциации кадровиков, директора ООО «Сервис кадров», кандидата психологических наук Вадима Сороки. Он рассказал о тенденциях на рынке труда и о том, к чему надо готовиться в связи с этим предприятиям в 2020 году. Ведь если смело не смотреть в глаза будущему и шаг за шагом не продвигаться ему навстречу, многие достижения могут быстро остаться в прошлом.

Председатель правления белорусской Ассоциации кадровиков Вадим Сорока.

Изменения на рынке труда в новом тысячелетии происходят очень быстро, если не сказать «стремительно». Еще буквально пару лет назад ситуация на рынках труда в Беларуси и у наших соседей – в России, Украине, Литве, Польше – была совсем иной. «И если какие-либо предприятия это еще не затронуло, – предупредил докладчик, – то в ближайшее время затронет». От чего же эти перемены зависят? В первую очередь от трех факторов: демографии, технологического уклада экономики, системы управления. На демографии Вадим Александрович остановился особо. Известно, что у нас сложная демографическая ситуация. Также не является секретом и то, что увеличивается мобильность работников между странами, выражающаяся в увеличении количества мигрантов как в нашу страну, так и из нее. Уже сейчас в Беларуси четко чувствуется демографическая яма 2015-2025 годов (отголосок снижения рождаемости в 90-е), и на рынке труда, говоря простым языком, не хватает людей. Не хватает школьников, выпускников школ. При этом часть молодежи уезжает за пределы страны. Уезжают и представители среднего возраста – в основном квалифицированные рабочие и специалисты. Причина проста – разница в зарплатах. И не только. Те квалифицированные работники, которые остаются и тоже знают себе цену, ищут нанимателя, способного обеспечить не только хорошую заработную плату, но и достойные условия и безопасность труда, профессиональный рост и развитие карьеры, хороший соцпакет. Поэтому руководителям нужно четко уяснить: за хорошего работника сегодня придется побороться.

И не стоит расслабляться в связи с тем, что Лида – город большой, и нужные работники всегда найдутся. Дело в том, что конкуренция за квалифицированных работников идет уже не между предприятиями района, а между странами: Беларусью с одной стороны и Литвой, Россией, Польшей, Германией – с другой. Идет глобализация рабочей силы – от Канады до Китая. Среди реалий, которые сегодня прямо влияют на состояние рынка труда, также названы: быстрая смена технологий, автоматизация многих процессов, зарплата по месту проживания, необходимость постоянно решать новые задачи в постоянной неопределенности, массовый запрос на уникальных работников и другие.

К чему же в таких условиях готовиться нанимателям?

А готовиться надо к тому, что рынок труда, относительно квалифицированного персонала, станет еще жестче. И учитывать, что сами условия труда становятся всё более конкурентным преимуществом. Если предприятие приходит в упадок, люди сразу начинают присматриваться по сторонам. Процессы будут все больше автоматизироваться. Постоянной обязанностью нанимателя станет повышение квалификации работников. Если у работника есть возможность развиваться в рамках предприятия – это дивиденд работодателя. Придется находить индивидуальный подход к каждому значимому работнику и учитывать его мотивы. И в целом надо готовиться и учиться жить и решать задачи в постоянной неопределенности. Жизнь усложняется, и это надо принимать как данное.

В заключение Вадим Сорока дал совет: «Вперед к хорошим результатам можно идти только с позитивным настроем. Это и есть формула победы в конкуренции».

Поучительный пример для руководителей, или За что директору дали два года

Традиционно одним из последних пунктов программы мероприятия становится выступление о работе союза нанимателей. Этот вопрос осветил перед присутствующими директор исполнительной дирекции ГОСН Владимир Яковлев.

А заодно привел очень поучительный факт из жизни. У руководителя одного из предприятий на Гродненщине имеется служебная машина с шофером. И вот водитель ушел в отпуск, и руководитель стал сам водить машину. Однажды он превысил скорость. С кем не бывает? Но когда за нарушение пришел момент нести ответственность, он смалодушничал. Обратился к водителю, дал ему деньги: «Знаешь, я же хороший. Ты, может, на себя запиши этот случай…» Так и сделали. Когда все всплыло, руководителю дали два года условно. Правда, он и сейчас руководит предприятием. «Но вы поймите, – призвал задуматься над этим Владимир Борисович, – сколько нервов и здоровья потерял этот руководитель. Ну, нарушил. Так сам заплати штраф и живи, работай спокойно дальше».

Текст: Светлана МедуницаСветлана Медуница
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться