Что изменилось для продавца и покупателя по новым правилам торговли? Этот и другие вопросы рассмотрели на заседании Совета по развитию предпринимательства

01 Апреля 2019 3107
В законодательстве, регламентирующем деятельность в сфере торговли и услуг, с течением времени происходят изменения. Чтобы субъектам хозяйствования, предпринимателям проще было ориентироваться во всех этих новшествах в законодательстве и в строгом соответствии с ним осуществлять свою деятельность, исполнительной властью и компетентными службами оказывается помощь в различных формах – от индивидуальных консультаций до организации обучающих семинаров и т. п. Так, новое в законодательстве стало основной темой очередного заседания Совета по развитию предпринимательства при Лидском райисполкоме, которое состоялось 28 марта.

На мероприятие были приглашены представители субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Перед аудиторией выступили руководители и представители различных служб – торговли и бытовых услуг, налоговой, санитарной, соцзащиты, банковской сферы.

Открыл заседание заместитель председателя райисполкома Виталий Невера. Во вступительном слове он отметил, что главной задачей госорганов стала работа по снятию излишних барьеров, минимизации вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов хозяйствования, созданию конкурентоспособных условий формирования и функционирования предпринимательской среды, обеспечению  стабильных, комфортных и предсказуемых условий ведения бизнеса. Так, в настоящее время введен уведомительный порядок осуществления наиболее распространенных видов экономической деятельности. Упразднены многие устаревшие административные процедуры в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, рекламы, транспортных перевозок. Усовершенствованы вопросы контрольной (надзорной) деятельности. Контроль со стороны санитарных, пожарных, ветеринарных служб носит профилактический характер. Установлен мораторий до 2020 года на повышение налоговых ставок и введение новых налогов.

Виталий Иосифович подчеркнул, что на этом заседании будет еще раз обращено внимание на ряд тех важных моментов, которые должны быть четко усвоены представителями субъектов хозяйствования, что впоследствии поможет им избежать ненужных проблем и облегчит их работу.

Затем с докладом об изменении законодательства в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг перед представителями организаций и индивидуальными предпринимателями выступила начальник управления торговли и услуг райисполкома Елена Усанина. Она напомнила, что достаточно много норм прямого действия, направленных на упрощение работы в сфере торговли, общепита и бытового обслуживания, содержится в Декрете № 7 Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года «О развитии предпринимательства». С 21 февраля 2019 года вступили в силу новые правила торговли. «По сути, они продолжают вектор, который задан Декретом № 7 и указом по развитию бизнеса на селе», – отметила Елена Владимировна, а затем рассказала, в чем именно заключаются новшества.

Так, например, теперь продавцы самостоятельно определяют порядок и условия продажи товаров, осуществления общественного питания. Субъекты хозяйствования вправе самостоятельно, без согласования с исполкомом, устанавливать режим работы принадлежащих им объектов (исключение – объекты, работающие после 23.00 и до 7.00).

Магазины обязаны продавать товары по тем ценам, которые указаны в ценниках, и никаких отговорок на кассе, якобы «цена изменилась, но не успели переписать ценник», быть не должно (то же относится и к ценам в меню в общепите).

То, что магазин обязан предоставлять покупателю бесплатную упаковку (хоть, к сожалению, не все магазины это выполняют), было прописано и в старых правилах. Вид потребительской упаковки определяется продавцом самостоятельно, но при этом сейчас добавлено новое требование: бесплатная упаковка должна обеспечивать сохранение качества и потребительских свойств товаров. Также покупателям нелишне знать: если продавец сам расфасовал яйца, овощи, фрукты, кондитерские изделия и другие весовые товары, то за пакет он не имеет права требовать оплату.

Если магазинам, павильонам, автомагазинам, интернет-магазинам ранее рекомендовалось указывать на ценниках стоимость товара за 1 килограмм или литр, то теперь они обязаны это делать.

Ассортимент реализуемых товаров теперь устанавливается на усмотрение собственника (обязательное наличие ассортиментных перечней осталось только для объектов торговли). А в общепите вообще можно работать без ассортиментных перечней. Докладчик назвала и ряд других нововведений, которые, как ожидается, будут содействовать еще более интенсивному развитию сферы общественного питания.

Елена Усанина напомнила предпринимателям, какие штрафные санкции применяются за несоблюдение законодательства. Они внушительные и в отдельных случаях могут достигать 50 и даже 100 базовых величин.

Елена Владимировна также остановилась на еще одном важном документе – в Беларуси с 23 декабря 2018 года начали действовать изменения и дополнения в Закон «О защите прав потребителей». Этот документ, в частности, закрепляет право потребителя рассчитываться  за товар в наличной и безналичной форме – как ему удобно. При этом введен запрет на установление субъектом различных цен (тарифов) в зависимости от варианта оплаты. Но у потребителей появились и обязанности. Например, теперь покупатель обязан возвращать качественный товар (если решил его вернуть) в упаковке, в которой он был ему продан.

В заключение докладчик обратила внимание на то, что книгу замечаний и предложений необходимо предоставлять покупателям по первому требованию, иначе неизбежно административное наказание. Представителям организаций и ИП также сообщили, что за более конкретной информацией и консультационной помощью они могут обращаться в управление торговли и услуг райисполкома – в кабинеты 22, 23, 24. Также хочется порекомендовать скачать Сол казино приложение для ОС Android от версии Jelly Bean и выше

Елене Владимировне из зала поступило немало вопросов. Например, насчет обязанности покупателя возвращать товар в упаковке. Какая именно упаковка имеется в виду? Считается ли нарушением, если сорвана этикетка? Ответ был следующий: возвращенный товар (в том числе упаковка) должен выглядеть так, каким был продан, – чтобы его снова можно было продать. Спрашивали также, можно ли отказать в выдаче книги замечаний и предложений клиенту, который, мягко говоря, в не совсем адекватном состоянии? Предпринимателям ответили, что, в любом случае, книгу выдать они обязаны. А вопрос о том, насколько правомерны замечания покупателя, будет рассмотрен позже. Был интересный вопрос по экспертизе. Если покупатель сомневается в качестве товара и настаивает на экспертизе, кто должен ее оплачивать? Ответ: сначала платит продавец. Но если экспертиза подтвердит, что с качеством все в порядке, то возместить расходы обяжут покупателя. Были также вопросы о том, подлежат ли возврату метражные товары (ответ: не подлежат), по лицензированию товаров, по ассортиментному перечню и другие.

Следующее выступление на заседании было посвящено новшествам в налоговом законодательстве. Эту тему изложил начальник ИМНС по Лидскому району Виктор Сычевник. В частности, им были затронуты вопросы сроков подачи деклараций, изменений (а их немало) в работе ИП, оснований для проверок налоговыми органами и другие. Потом руководитель налоговой службы района ответил на вопросы из зала.

Большой интерес аудитории вызвали также выступления других докладчиков. Начальник отдела персонифицированного учета Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения Татьяна Бертель рассказала об особенностях персонифицированного учета в 2019 году; заведующий отделом гигиены питания ГУ «Лидский зональный ЦГиЭ» Людмила Киевич выступила по вопросу «Организация работы санитарной службы с использованием мер профилактического и предупредительного характера»; заведующий отделением гигиены питания ГУ «Лидский зональный ЦГиЭ» Элеонора Рыхлицкая сообщила о типичных нарушениях санитарного законодательства при обороте пищевой продукции по итогам надзорных мероприятий за 2018 год; начальник отдела корпоративного бизнеса ОАО «АСБ Беларусбанк» Тереса Корейво познакомила с программой поддержки банком субъектов малого и среднего бизнеса, а также рассказала о разработанных для них продуктах кредитования и других. Выступавшие ответили на вопросы аудитории и оставили контактные данные.

В завершение заседания заместитель председателя райисполкома Виталий Невера обратил внимание предпринимателей, что в нашей стране стартует новый проект международной технической помощи «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемый Европейским союзом и Программой развития ООН. В проект попали 12 районов республики, в том числе Лидский.

Проект направлен на поддержку экономической инициативы, конкурентоспособности и инноваций для сбалансированного развития района, формирование динамично развивающегося сектора малого и среднего предпринимательства, способного обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения. Финансирование будет направлено на создание бизнес-инкубатора, стартапов и кластеров, а также на решение социальных проблем.

(Подробнее о данном проекте ЕС-ПРООН можно будет узнать на обучающем семинаре, провести который планируется в апреле. Информация об этом скоро появится на сайтах райисполкома и «Лідскай газеты».)

P. S. К наиболее актуальным и интересным вопросам, которые поднимались на семинаре докладчиками, мы вернемся в ближайшее время.

Текст: Светлана Медуница.Светлана Медуница.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться