Игорь Тур, политический обозреватель ОНТ: «Первую свою практику я проходил в “Лідскай газеце”»

28 Мая 2020 27617
Сегодня гость постоянной рубрики «Особенности частной жизни, или 25 вопросов о личном» – наш земляк, журналист Игорь Тур. Игорь приходит в каждый наш дом вместе с каналом ОНТ.

1. Игорь, вас наверняка знают зрители телеканала ОНТ, но, возможно, вы не так хорошо знакомы нашим читателям...

– А вот зря! Те, кто читает «Лідскую газету» уже много лет, могут вспомнить интервью мне потрясающей Анны Шаркуновой в году 2005-м… Конечно, шучу, хотя интервью и правда было. Сейчас я политический обозреватель ОНТ. Под этим на центральных телеканалах страны обычно подразумевается, что журналист делает репортажи с мероприятий с участием Президента.
  
2. Вы работаете на телевидении, но окончили Институт журналистики БГУ по специальности «журналист печатных СМИ». Телеэфир вам больше по душе, чем газетные полосы? 

– Откровенно говоря, я был уверен, что буду работать именно в газете, когда выбирал профессию. А случилось это в 8-м классе. Я занимался в Лидской ДЮСШ по футболу и, чего уж скрывать, мечтал стать футболистом. Но вовремя понял, что звезд с неба в спорте хватать не буду, и тогда задумался: кем быть? Было принято решение, что буду я спортивным журналистом. И первые годы в нынешней профессии действительно провел в отделе спорта. 

3. Первые годы работы ведь были еще в студенчестве? 

– Верно. На втором курсе я попал на стажировку на Первый национальный канал Белорусского радио. Через год, кажется, мне предложили работать на полставки. На заочное отделение, кстати, я не переводился – пытался успевать и работать, и попадать на лекции. Но спасибо факультету журналистики: там хватает преподавателей, которые лояльно относятся к студентам, если те уже в профессии.

4. Когда окончили Институт журналистики, сразу пришли на телеканал ОНТ? 

– Нет, я честно исполнил свой долг перед Белорусским радио и отработал там еще два года. Затем было несколько промежуточных этапов: радио «Би-Эй», строительный бюллетень… В общем, до последнего сопротивлялся мысли, что хочу на телевидение. С 2014 года я на ОНТ. Хотел попасть именно на этот канал по очень простой причине: он лучший и самый рейтинговый в стране.  

5. Вы стали работать на ОНТ в 2014-м, а уже в 2017-м стали победителем XIII национального конкурса «Телевершина» в номинации «Лучший репортер». Как пришли к этой победе?

– Я и сам так до конца и не понял, как это случилось так быстро. Но, конечно, старался: сразу – делать репортажи так, как лучшие коллеги; затем –  сделать лучше; а потом – так, как это вижу именно я. Я до сих пор изучаю тележурналистику в других странах, а также работу блогеров на Youtube – ищу новые идеи. Наверное, как раз за новые идеи и был оценен жюри «Телевершины». Или мне хочется так думать. А награду вручили в том числе за репортаж из Сирии: наверное, полететь туда четыре года назад было смелым решением. 

6. Из своей практики знаю: в нашей журналистской работе есть темы проходящие, а есть такие, которые вдруг «цепляют», появляется огромное желание писать, и при этом строчки будто рождаются сами. Как к вам приходит вдохновение? 

– Девять из десяти моих репортажей – это сюжеты с мероприятий с участием главы государства. Тут, в общем-то, и не нужна какая-то дополнительная мотивация или вдохновение. Мне доверено одному из первых слышать заявления Александра Лукашенко, своими глазами наблюдать исторические встречи и рассказывать о них зрителям. Ты просто садишься и пишешь. Десятый репортаж – это рубрика «Тур по Беларуси» в программе «Контуры». С большим удовольствием езжу по стране и встречаюсь с людьми, которые делают что-то хорошее не только для себя, но и для всех вокруг просто потому, что могут. Я, кстати, уже делал репортаж из Березовки и очень жду, что найду хорошую историю в родном Первомайском. Пишите, земляки, на tur@ont.by.

7. У земляков есть возможность следить за вами в телеэфире. А вы интересуетесь новостями из Лидского района?

– Вот не лести ради, но регулярно захожу на сайт «Лідскай газеты». Если уж читать новости с родины, то именно там. Во-первых, я сотрудничал с редакцией еще в школьные годы, а во-вторых, первую практику проходил именно в «Лідскай». И руководителем практики у меня была Екатерина Адамовна Серафинович, нынешний главный редактор. 

8. Вы хорошо владеете белорусским языком, и у вас хорошее произношение, а этого можно добиться только практикой. Откуда она? Какую роль в этом сыграли школа и Лидчина в целом?

– Спасибо Первому национальному каналу Белорусского радио: 6 лет работы на мове не прошли даром. А еще я бы хотел извиниться перед своим школьным учителем белорусского языка и литературы. Кажется, я был единственным в выпускном классе, кто решил сдавать централизованное тестирование по русскому языку, и вроде как аргументом было то, что на нем я и собираюсь работать. Галина Ивановна, через полтора года после того разговора я вышел в радиоэфир на белорусском… А ведь она была еще и моим классным руководителем и в жизни тоже всегда говорит на белорусском языке. Так что в школьные годы у меня была каждодневная практика.  

С племянником, Первомайск

9. Что особенно запомнилось из школьной жизни?

– Ярким, конечно, получился последний учебный день – экзамен по моему любимому русскому языку. Я целенаправленно изучал именно его, участвовал в районных олимпиадах, занимался с репетитором. И когда пришло время изложения (а за спиной были уже отличные оценки на других экзаменах), я успешно поймал ощущение короля школьных дисциплин и, по закону жанра, сделал в работе две ошибки, которые золотую медаль превратили в серебряную. До сих пор помню два этих слова – «капюшон» и «балахон». Но с годами все же важнее стало переосмысление своей школьной жизни. Она была разной. Школа – это детская модель социума, где человек учится жить, делает первые успехи и ошибки… Но вообще, 11 лет в Первомайской средней школе были отличными. Я не жалею, что не ушел в лицей или гимназию: и знания получил, и было весело. А еще у нас была классная футбольная команда!

10. Родители поддерживали вас в увлечении футболом? А в выборе журналистики? 

– Папа футбол поддерживал. В мои школьные годы он работал главным энергетиком на торфоперерабатывающем предприятии «Лидское», и сын-футболист – это было почетно. Сейчас отец – инженер группы сбыта энергии филиала «Лидские электрические сети» РУП «Гродноэнерго». А мама – директор Дворца культуры города Лиды. Вот мама к футболу относилась со скепсисом. На мою будущую профессию у родителей наверняка были планы, но я им очень благодарен за то, что они всегда старались понять и принять мой выбор. Это воспитало во мне решительность и понимание, что за свои решения я несу ответственность.

11. А в целом, какие свои черты характера считаете доминирующими?

– Лет пять назад про меня можно было сказать «типичный Овен». Но я работаю над своим характером, и сейчас я бы назвал три главных качества: уверенность, рассудительность и обостренное чувство справедливости. Но хватает и отрицательных. Из того, что я бы назвал в этом интервью, – это приступы лени, с которыми приходится бороться. Хотя прихожу к выводу, что бороться с отрицательными чертами неэффективно – рациональнее их (например, агрессию) направить в созидательное русло. 

12. Знаете известную песню: «Ах, как хочется вернуться, ах, как хочется ворваться в городок, на нашу улицу в три дома, где все просто и знакомо, на денек…»? Посещает ли вас ностальгия? И часто ли «врываетесь на денек» в родной Первомайский? 

– Честно говоря, редко. Особенность моей профессии (и эта особенность мне нравится) – сложно запланировать что-то дальше, чем на неделю вперед. И подгадать два свободных дня, чтобы приехать на родину, правда нелегко. Но несколько раз в год в Первомайском все же бываю. И, кстати, рубрика «Тур по Беларуси» навеяна как раз ностальгией по родине: люблю я поселки, деревни и маленькие города. 

13. И наверняка за время журналистской работы вам довелось побывать во многих районах Беларуси? 

– Вот посчитал: у нас 118 районов, и я бывал в 102 райцентрах. Осталось немного, постараюсь управиться за этот год и побывать во всех. И во всех областных центрах, само собой разумеется, тоже был. Хотя, конечно, люблю и заграничные поездки: следующая новая страна будет 25-й на карте путешествий. 

14. Это рабочие командировки? Или путешествия в свободное время? 

– В основном командировки, но иногда я бываю в новой стране как журналист, понимаю, что страна мне нравится, и возвращаюсь уже как турист. Скажем, многие знают красоту Италии или Испании. Но мне, например, очень понравилась Албания. Или восточные страны: Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан. Люди чаще ничего об этих государствах не знают, но там есть и уникальная природа, и красивые города. И там искренне радуются, что ты прилетел к ним в гости аж из Минска. 

15. А какие путешествия и встречи самые незабываемые? 

– Если говорить о командировках, то это интервью с Дарьей Домрачевой в итальянских Альпах. Мы с телеоператором добирались до горнолыжного курорта Вал Сеналес, не будучи уверенными, что вообще движемся в верном направлении. На английском там не говорят, а ехать из Милана с тремя пересадками. Ну, ладно, знаем же контрольные точки, разберемся. До Вероны добрались нормально, а дальше на поездах появились какие-то слова на немецком (для Северной Италии, оказалось, это норма). Не потеряться помогли белорусы, которые живут в Италии. На следующий день – утренняя встреча с Дарьей, которая, как позже выяснилось, перенесла место встречи, но SMS от нее на мой телефон почему-то не пришло. И мы на огромном курорте совершенно случайно встретили Дарью Владимировну. Интервью получилось, и даже несмотря на то что в разговоре с Героем Беларуси на плотном снегу я поскользнулся и смачно шлепнулся. 

Есть еще классная история из литовской Клайпеды. Мы приехали снимать репортаж о Празднике моря и узнали, что к Балтийскому морю плывет ладья из Беларуси. Встречаем, записываем интервью с капитаном, я спрашиваю: «А откуда ты родом?» Капитан судна делает удивленные глаза и выдает: «Из Огородников». А это соседняя с Первомайским деревня. Теперь уже и я с такими же удивленными глазами… Оказалось, борода мореплавателя скрыла от меня земляка, с которым я знаком со школы и который в придачу еще и муж моей одноклассницы. 

16. Кстати, принято считать, что по своему менталитету мы, жители западных областей республики, так называемые «западники», отличаемся от жителей восточных районов Беларуси. По-вашему, это так?

– Я вообще люблю говорить: «Гродно – знак качества!» Да простят меня лидчане за эту фразу, но я так говорю про всех жителей области, да и родился я именно в Гродно. Мы, кто из западных областей, как мне кажется, более решительные и смелые. И редко ищем оправдания, почему не удалось что-то сделать, а стараемся найти варианты, как добиться поставленной цели. 

17. Какие события из личной жизни навсегда остались в памяти?

– Я бы сказал, что очень много в памяти, связанного с младшей сестрой. Прямо помню день… Точнее, ночь, когда папе позвонили и сказали, что она родилась. И вообще очень много связанного с ней: от детского розового платья до школьного выпускного. А потом она вообще вышла замуж и стала мамой. Не могу к этому привыкнуть, если откровенно. И Оля это знает.

18. А ваше семейное положение?  

– Хоть я и публичный человек, но личное оставляю только для себя. Скажу так: у меня есть все, что нужно, осталось сделать то, что хочу. 

19. Что для вас значит слово «дом»? Что делаете для того, чтобы дом был уютным? Молоток и отвертку в руках держать умеете? 

– Дом – это там, где ты психологически расслаблен. Что касается физического домашнего труда, то нет вопросов – могу и пол вымыть. Тут мне повезло, что удалось, хоть и в резерве, побывать в армии. Пошло на пользу. С молотком и отверткой тоже справлюсь. Но если, скажем, сломалась микроволновка – вызову мастера. 

20. Какие у политического обозревателя хобби или увлечения?

– Поигрываю в футбол. Это останется, наверное, навсегда. В последнее время внезапно заинтересовался автогонками, основами аэродинамики и Формулой-1. Надеюсь, удастся в этом году выбраться на этап Гран-при, например, в Сочи.
 
21. Сейчас время интернета. Но берете ли вы по-прежнему в руки книгу? Что последнее прочитали? 

– Я вас разочарую, но книгу в руках в последний раз держал давно. Мне комфортно с айпадом и в работе, и дома. Недавно заново открыл для себя Чехова, причем скорее не произведения, а именно личность автора. Его отношение к жизни и людям мне достаточно близко. Периодически перечитываю «Собачье сердце» Булгакова. Приятели удивляются, когда практически все реплики профессора Преображенского я цитирую слово в слово. 

22. А среди ваших нынешних друзей есть друзья детства, одноклассники? Или это те, с кем познакомились в университете, во время работы? 

– Я чрезвычайно аккуратно отношусь к понятию «друг». Таковыми я бы назвал трех важных для меня людей, и среди них есть коллега. Что же касается друзей или приятелей со школьных времен, я решил, что хочу оставить их в памяти такими, какими они были. Жесткая позиция, наверное, но без лицемерия. Со мной сложно дружить, потому что сфера моих интересов узкая, но глубока в понимании. Попытки быть приятелями будут скучны и болезненны для обоих. А из университета – конечно. Вряд ли в Минске найдется редакция, в которой у меня не будет журфаковского приятеля.

23. В ваших ответах чувствуется строгость, и на экране вы чаще всего в строгом костюме. Вне эфира вы такой же? 

– Внутренне – да. Был балагуром и весельчаком, сейчас со мной, наверное, многим будет скучно. Но если нужно в критической ситуации быстрое решение при отсутствии паники – это ко мне. Хотя вот как раз дома, с близкими людьми, «ранний» Игорь прорывается… Костюм помогал воспитать строгость, и я откровенно перегибал: был в нем практически всегда. Сейчас такая надобность отпала, и я перешел на стиль с кожаной курткой и кедами. 

24. А какие у вас планы в профессии? 

– Импровизировать. Чаще всего любые планы как минимум изменяются. Общих векторов два. Первый – пробовать новое, ведь я уже и документальные фильмы снимал, и ведущим рубрики был… Из первого вытекает второе – двигаться в сторону возможности принимать все более сложные и важные решения, оставив при этом единственный мотив: сделать лучше, чем было. 

25. Если бы вас попросили обратиться с телеэкрана к нам, вашим землякам, что бы вы сказали?

– Любите свою Родину. Да, наверное, она разная для разных людей. Но я побывал во многих городах, которыми мы восхищаемся, глядя на фотографии в книгах или на видео в интернете. Но на четвертом десятке лет эмоций от условных Вены или Нью-Йорка меньше, чем от родного города, поселка или деревни. А еще – путешествуйте по Беларуси! Вы удивитесь, насколько она красива! 
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться