Открытие мира через опыты: как программный проект стал увлекательным приключением

24 Декабря 2023 2860
Можно ли современного восьмилетнего ребенка увлечь наукой? Казалось бы, все дети интересуются только гаджетами, благодаря которым и думать необязательно: ввел запрос – и ответ готов через секунду?.. Ответ на этот вопрос знает учитель начальных классов СШ №15 г. Лиды Дарья ГАНЕВИЧ – руководитель объединения по интересам пилотного образовательного проекта «Лаборатория открытий». 

В объединение «Лаборатория открытий», которое впервые было введено в средней школе №15 в текущем учебном году, были зачислены 12 человек. А один мальчик пришел на занятие за компанию с другом. Но с первого раза так увлекся, что тоже стал посещать лабораторию! 

Дарья Чеславовна признается: она, безусловно, предполагала, что объединение станет очень увлекательным для детей. «Да и мне самой, когда вижу у своих учащихся интерес, вдохновение, целеустремленность, работать с каждым днем интереснее», – говорит она.
Справочно: 
«Лаборатория открытий» – пилотный образовательный проект Парка высоких технологий, который в 2023/2024 учебном году впервые реализуется в школах Лидчины и направлен на развитие у детей младшего школьного возраста интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Программа занятий разработана непосредственно Парком высоких технологий. К ней прилагаются рекомендации по проведению занятий для детей и обучающие материалы для учителя. По сути, разработки представляют собой доступное объяснение младшим школьникам физических явлений. Проще говоря – основы физики для детей. А как известно, самая доступная деятельность в этом возрасте – это опыты.

На занятиях в течение первого полугодия второклассники СШ №15 изучали жидкости и их свойства. Больше всего опытов делали с водой. 

– К примеру, мы проводили опыт «Плавающая скрепка»: если просто бросить скрепку в воду, то она утонет, а если аккуратно положить на поверхность и не порвать натяжение, скрепка будет плавать, – говорит педагог. – Многим понравился опыт «Галоклин в банке», в ходе которого мы узнали, почему соленая и пресная вода не смешиваются. Изучали мы и плавучесть некоторых тел: к примеру, если бросить в воду кусок пластилина, он утонет, а если слепить из него лодку, то нет. Делали «Башню плотности»: брали разные по плотности жидкости (мед, растительное масло, средство для мытья посуды), наливали в банку и наблюдали, как они ровно выстраиваются и не смешиваются. Потом переворачивали банку – ярусы обратно выстраивались и ничего не смешивалось. На последнем занятии – «Капиллярный эффект» – делали опыты с салфетками. Оказывается, в салфетке есть маленькие трубочки, капилляры, по которым вода поднимается вверх. И все это мы наблюдали. 

Некоторые опыты дети начинали проводить утром, перед уроками, а заканчивали после них, на объединении по интересам. Наблюдать за ходом опытов имел возможность весь класс. В результате число увлеченных, да и просто удивленных, стало еще больше. Кстати, дома дети стремятся повторить опыты. Нет, это не домашнее задание, а собственная инициатива. Мамы второклассников звонят Дарье Чеславовне, делятся впечатлениями, отправляют фото. 

В канун Нового года по условиям программы Парк высоких технологий предложил нам поучаствовать в «Новогодней викторине» по созданию квеста – говорит Дарья Ганевич.Я разработала квест «На воде и под водой». Подобрала вопросы и задания, которые не встречались ранее и мотивировали детей на размышление, анализ, сравнение, обобщение. Например, на занятиях мы делали опыт с яйцом, которое не тонет в соленой воде. А в викторине я усложнила задание: маме нужно засолить огурцы, и она не знает, достаточно ли соли в рассоле. Как это определить, не пробуя рассол? За каждое выполненное задание квеста дети получали деталь пазла. Складывая детали, получили картинку того, что мы будем изучать дальше, – теплопроводимость предметов. 

Свой квест Дарья Ганевич отправила в ПВТ и… он занял 1 место!

«Все дети от природы – исследователи, но возможность провести наглядный опыт у них появляется, только когда начинаются школьные уроки физики, в 7-8-м классе. В переходном возрасте, увы, многочисленные «почему» уже не актуальны, у многих снижается интерес к учебе, происходит перестройка, – говорит педагог. – Поэтому наши опыты и открытия очень своевременны».

Кто знает, может быть эти занятия станут началом для будущих научных исследований, а из юных физиков вырастут настоящие ученые?!


Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться