И Мери Поппинс возьмет на заметку Основные направления воспитания детей в детском саду № 10 г. Лиды
16 Декабря 2022
5867
Спустя пару часов сынок вновь точно также приободрит меня. Мимоходом шепнет он заветные слова и назавтра, а потом возьмет и раскроет причину такого поведения: воспитательница Анастасия Анатольевна сказала, что мамам надо так говорить. А в другие дни, вернувшись из садика, Ваня попытается рассказать мне о Чернобыльской трагедии и о подвиге белорусского мальчика, 12-летнего Ромы Когодовского, сильно обгоревшего на пожаре, но спасшего своего младшего брата Да. Дети, как губка, впитывают информацию, которая и формирует кругозор маленького человечка. Получается, воспитание детей в дошкольном учреждении – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Каким направлениям в процессе воспитания дошколят уделяется наибольшее внимание журналист «Лідскай газеты» узнал, побывав в детском саду №10 города Лиды.
Беларусь, я тобою горжусь!
Педагоги не только готовят детей к школе, но и воспитывают их. Неспроста профессия первых в нашей жизни учителей так и называется – воспитатель дошкольного образования. Заметим, что образовательный процесс строится по учебной программе дошкольного образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, которая направлена на гармоничность физического и психического развития ребенка, имеет социально-нравственную и познавательную направленность. Учебная программа типовая, а вот интерпретация и подача материала у каждого воспитателя своя.
Лидчанка Марина Гринюк на педагогической ниве трудится 31 год, из них 21 год является руководителем учреждений дошкольного образования, более 16 лет работает заведующей детского сада №10. Как отмечает опытный педагог, в воспитании детей большое значение придается формированию чувства патриотизма, активной жизненной позиции.
– Каждый день в нашем учреждении начинается с Государственного гимна Республики Беларусь. Дети средней и старшей групп так часто его слышат, что уже выучили наизусть слова и нередко сами подпевают (смотрите видео на сайте www.lidanews.by), – рассказывает Марина Станиславовна. – В честь государственных праздников – Дня Победы, Дня Независимости проводятся торжественные линейки с поднятием государственного флага РБ.
Также педагоги в ходе занятий знакомят малышей с государственными символами нашей страны, объясняют, как надо себя вести во время исполнения гимна, рассказывают о других символах Беларуси, флоре и фауне нашей страны, о предприятиях Лидского района и продукции, которую на них производят, о достопримечательностях родного края.
Не обходится и без познавательных экскурсий. В рамках образовательного проекта «Я и Родина моя», ребята посещают расположенные в черте города такие памятные места, как Курган Бессмертия, памятники в честь героев Великой Отечественной войны, а также Лидский замок. Фотоотчеты о познавательных мероприятиях выкладываются в телеграм-канал и на сайт управления образования райисполкома.
Как известно, белорусский язык имеет в нашей стране статус государственного языка. И даже в том случае, если на «роднай мове» в семье никто не разговаривает, знакомство с ней начинается с первой младшей группы. Самым маленьким деткам в садике читаются сказки на белорусском языке, ребята постарше учат слова и пробуют разговаривать «па-беларуску».
«Не могу одолжить тебе денег на дом, потому что мне тогда не хватит на кроссовки»
Еще одно направление, по которому педагоги детского сада №10 дают детям первоначальные знания, – экономическое. Несмотря на свой юный возраст малыши-дошкольники уже имеют представление о таких взрослых понятиях, как «доходы», «расходы», «семейный бюджет», «пенсия», «зарплата» и так далее. А чтобы принцип экономии и перераспределения финансов ребятам был понятнее, воспитатели даже придумали для них развивающие игры «Бюджет моей семьи», «Дороже-дешевле», «Назови монету», «Что быстрее купят», «Подскажи, где продается».
К примеру, согласно условиям одной из игр, всем участникам раздается одинаковая сумма игрушечных денег. Перед детьми выкладываются карточки с изображением товаров, на которых указана стоимость. Каждый ребенок выбирает то, что бы он хотел приобрести, и рассчитывается за товар. Вот какой диалог между детьми однажды состоялся.
5-летняя Ева купила себе шоколадный сырок и получила сдачу. А вот Артем загорелся желанием приобрести дом, но сумма-то неподъемная. Понимая, что имеющихся средств не хватает, просит одногруппницу: «Даша, одолжи, пожалуйста, денег. Хочу себе дом купить». И слышит в ответ: «Артем, я не могу дать тебе денег, потому что мне тогда не хватит на кроссовки».
Бесспорно, подобные игры будут способствовать не только воспитанию финансово грамотных людей, умеющих планировать свой семейный бюджет, но и помогут ребятам войти в положение родителей, которые просят подождать с приобретением той или иной дорогостоящей игрушки.
В тему экономии и бережливости еще одна – раздельный сбор мусора и вторичное использование материальных ресурсов. Для чего следует бумагу, пластик и стекло выбрасывать в отдельные контейнеры, воспитанники детского сада №10 могут пояснить не хуже иного взрослого.
Да и о том, что основной источник дохода – это работа, ребята также в теме. И даже больше: воспитатели в саду знакомят малышей с различными профессиями, оборудованием и инструментами, объясняют, какую пользу приносит обществу человек той или иной специальности – можно сказать, проводят начальную профориентацию.
К каждому ребенку – индивидуальный подход
В результате проведенной в 2014 году реорганизации ясли-сад №10 и ясли-сад №1 для детей с особенностями психофизического развития были объединены. Но это не привело к уравниванию воспитанников: дошкольники обучаются по разным образовательным программам, при этом учитывается состояние их здоровья, индивидуальные возможности. Для ребят с особенностями психофизического развития в саду работает пять групп, они немногочисленны – от 4 до 10 человек в каждой. А у двух деток с расстройствами аутистического спектра и вовсе есть свой «личный» воспитатель – тьютор.
С английского языка слово tutor переводится как «наставник, опекун» и, по большому счету, тьюторство – это, в первую очередь, сопровождение индивидуальной программы развития ребенка, который может как отставать, так и опережать своих сверстников в развитии. К примеру, репетиторы – это те же тьюторы.
В сфере образования Лидчины должность воспитателя для сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра была введена в 2017 году, и на сегодняшний день в нашем регионе в садах, школах и центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации тьюторами работают 19 педагогов.
В детском саду № 10 в должности тьютора второй год работает Мария Позлевич. До этого Мария Яновна была учителем-дефектологом. Освоить новую специальность воспитателю помогло повышение квалификации в Гродненском областном институте развития образования. У тьютора 5-часовой рабочий день. Педагог признается, что присматривать за особенными детьми достаточно сложно, однако понимает всю важность и необходимость своей работы.
– В позапрошлом году в дошкольном учреждении была организована работа группы интегрированного обучения и воспитания, в которой дети с особенностями психофизического развития занимаются вместе с остальными детьми, – отмечает Марина Гринюк. – Приятно осознавать, что родители сумели найти общий язык, а малыши, в силу раннего возраста, не видят в своих сверстниках никаких особенностей и с удовольствием помогают друг другу.
Заведующая детского сада №10 подчеркивает, что управлением образования районного исполнительного комитета оказывается всесторонняя помощь и поддержка. Благодаря спонсорской помощи различных организаций Лидского района обновляется предметно-пространственная среда, укрепляется материально-техническая база.
В планах учреждения – расширение адаптивной образовательной и безбарьерной среды. В ближайшее время в саду будут оборудованы пандусы для удобства передвижения детей и родителей. Также администрация яслей-сада мечтает обустроить инклюзивную уличную площадку, оснащенную игровыми и спортивными приспособлениями, приобрести игровые комплексы для детей с особенностями развития, батут, антистрессовое утяжеленное одеяло.
Остается добавить, что 14 декабря детский сад №10 отмечает двойной юбилей: 60 лет исполняется бывшему саду №1, 55 лет – бывшему саду №10.
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.