Прикоснулись к главному из искусств. Жители Лидчины помнят съемки фильма «Семеро солдатиков»
В «Лідскай газеце» был опубликован материал «На Лидчине родились «Семеро солдатиков». В нем говорилось, что под таким названием ровно 35 лет назад на территории нашего района был снят художественный фильм. Это фильм-сказка. По просьбе семилетнего Олежки в деревне появились семеро солдат. Их звали по-сказочному: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота и Воскресенье. Гости проявили себя в различных ситуациях с самой лучшей стороны… Режиссер фильма – Эдуард Бочаров, оператор – Вячеслав Шумский, художники – Игорь Бахметьев, Семен Веледницкий.
Однако не только дата послужила для журналистов поводом вернуться в 1982 год. В редакцию попала пожелтевшая от времени фотография съемочной группы фильма с дарственной надписью бывшему председателю одного из колхозов Лидчины – Альбину Сурвило. Руководитель хозяйства внес свою лепту в организацию процесса съемок «Семерых солдатиков».
В конце газетного материала редакция попросила откликнуться тех, кто также был свидетелем или участником съемок, хранит в памяти события, а возможно даже вещи, напоминающие о «Семерых солдатиках».
Как оказалось, очевидцев того, как создавался фильм, немало.
Кристина Ивановна Буркан:
– На съемки нас пригласили как артистов народного театра г. Лиды. Доверили сниматься не только в массовых сценах, но и в эпизодах. На ферме «Огородники» мы выступали в роли доярок, которые убегают от вырвавшегося быка. Кстати, было сделано около десятка дублей этой сцены, а все потому, что сам бык бежал в другую сторону.
На поле в Новоселках нас задействовали в роли поварих, которые подают комбайнерам кушать. Помню, обед тот был во многом бутафорским: из продуктов лишь помидоры настоящие.
Снималась я вместе с другими и в массовых сценах. В Ёдках проходили съемки эпизода, в котором люди после сообщения о найденной бомбе выбегают из клуба, а в Новоселках – эпизода, в котором люди сидят в карьере и ждут, пока минует опасность.

В Немане в Ганцевичах так же отражаются облака, как и 35 лет назад во время съемок фильма.
Что еще могу добавить? Снималась я без грима. Хотя некоторым другим внешность подправляли. За съемки в фильме получила 400 рублей (на то время это деньги приличные). А еще мою игру особо отметил сам режиссер Эдуард Никандрович Бочаров, и после съемок мне подарили серебряные сережки.
Артисты народного театра сдружились с Эдуардом Никандровичем. Помню, когда он уезжал поездом из Лиды, мы провожали его на железнодорожном вокзале.
Елена Вальдемаровна Гришкевич:
– Тем летом, когда снимался фильм, я перешла в шестой класс. На съемки фильма «Семеро солдатиков» попала, можно сказать, случайно. Моя бабушка Татьяна Иосифовна Соловьева работала в гостинице «Лида». В гостинице проживала съемочная группа фильма. Когда бабушка узнала, что набирается массовка для эпизодов, посчитала, что ее внучка тоже может принять участие в съемках.
На съемки меня сопровождал папа. Из Лиды нас, новоиспеченных артистов, возили туда небольшим автобусом. Я была задействована три съемочных дня. Один день в Ёдках снимался эпизод, в котором люди должны были по команде выбегать из дверей клуба, во второй день в Новоселках мы сидели в карьере, пока якобы обезвреживалась бомба, а затем, опять же по команде, поднимались из него наверх. В течение третьего дня шли съемки эпизода расставания главного героя, Олежки, с солдатами. От нас, детей, требовалось бежать вслед за военными и махать на прощание руками.

Кадр из фильма «Семеро солдатиков». Елена Гришкевич – первая справа. Возможно, кто-то из лидчан узнает на снимке и себя.
Когда фильм вышел на экран, я увидела себя лишь в последнем эпизоде. В двух других массовых сценах люди мелкие – и лица трудно разглядеть.
И еще хочу сказать, что 15 рублей, которые мне заплатили за съемки, были моими первыми заработанными деньгами.
Сабина Адольфовна Буяк:
– Основные съемки «Семерых солдатиков» проходили у нас в Ганцевичах. Уж очень, говорили, наши красивые окрестные места для этого кино подходят.
Помню, как я первый раз столкнулась со съемкой. Слышу, по громкоговорителю требуют: «Женщина в красном платье, освободите Неман!» «К кому это кто обращается?» – думаю. Вижу: в реке соседка, тетя Надя, белье полощет. Сообразила я, что это от нее киношники добиваются, чтобы вышла из кадра, а она не слышит. Поспешила я, чтобы объяснить тете Наде, что к чему. Та, не закончив работу, подхватила таз – и домой. Нужен для кино Неман – пожалуйста.

Потом дом Михаила и Анны Коломыцких, что по соседству с нашим, киношники начали резными наличниками обивать и разукрашивать. Тоже им для фильма понадобился. У хозяев попросили – те были не против.
Местные жители участвовали и в съемках фильма. Надю Шут и Зою Хамитову снимали у колодца на выгоне. Надели им фартуки, чтобы были больше похожи на хозяек, что за водой пришли. Объяснили этим женщинам: солдатики будут спрашивать дорогу – так вы им покажите, в какую сторону направляться.
Елена Константиновна Климко:
– И все же с нашей стороны деревни съемок велось больше. Может, потому, что дома стоят буквально у самого Немана, подход к реке проще. Дом Валентины и Александра Запольских приглянулся для съемок, как и дом Коломыцких. Он находится немного на возвышенности, из него хорошо видны окрестности.

Сама я в съемках не участвовала, а вот куры мои в кадр попали. Помню, пришла с работы, с хозяйством нужно управляться, а киношники говорят: мол, давай будем твоих кур снимать. Ну, давай. Сыпну я курам круп, пока оператор камеру настроит, те поклевали и разлетелись. Сыпь еще, требуют… Долго мы с этими курами возились.
А вообще, наши сельчане и киношники друг к другу относились очень доброжелательно, помогали одни другим. Была у них на съемках большая грузовая машина – попросила я заготовленные дрова из леса привезти. Не отказали.
Сергей Иванович Запольский:
– Дом моего дедушки съемочная группа «Семерых солдатиков» задействовала для съемок. Кстати, до сих пор в огороде сохранился сарайчик, который возвели для одного из эпизодов фильма.
Безусловно, нам, местной ребятне, интересно было наблюдать, как снимается кино. Сдружились с работниками съемочной группы, с актерами. Мне тогда было семь лет, как и Алеше Кузьмищеву, который снимался в главной роли Олежки Комарова, так что общих интересов у нас было много, находили время для совместных игр. Помню, боролись с Алешей, в войнушку играли… А еще интересно было общаться с художником фильма. Он, как другие, ночевать в лидскую гостиницу не уезжал, а жил в дедушкином гумне на сеновале. Он мне запомнился как очень мастеровитый человек. Художник в свободное время занимался резьбой. Для нас, детей, поплавки делал, а для взрослых вырезал целые панно. Кстати, несколько работ он подарил моим дедушке и бабушке.

В доме дедушки и бабушки Запольских, где снимался фильм, их невестка Евгения, внучка Татьяна и правнучка Даша проводят лето.

Дом Александра и Валентины Запольских.
К сожалению, в фильме в качестве актера я не задействован. Когда снимали сцену игры в футбол, в которой мог бы появиться на экране, маме со мной надо было куда-то уехать. Но все равно, когда просматриваю фильм и вижу дедушкин дом с крыльцом, ближайшие окрестности: участок Немана, родник на берегу, выгон, также узнаю, какие моменты снимались в Гончарах, в Сельце, – приятно становится на душе от того, что удивительный мир кино когда-то соприкоснулся с нашими родными местами.






