На пути к исправлению. Репортаж из исправительной колонии-поселения №26 в Гезгалах (фото)

01 Июня 2016 34366

Двигаясь из Лиды в направлении соседнего районного центра, Дятлово, проехав агрогородок Гезгалы, через несколько сотен метров сворачиваем вглубь леса. Под колесами автомобиля – «бетонка», выдерживающая большие нагрузки. Во время Советского Союза по этой дороге перемещались ракетные комплексы, в том числе легендарные «Тополя». Примерно в десяти километрах от Гезгал дислоцировался 376-й ракетный полк – лучший в составе 49-й ракетной дивизии. Много воды утекло с тех пор. Ядерное оружие было вывезено с территории уже суверенной Беларуси, а к 116 гектарам земли присмотрелись в Министерстве внутренних дел.вскоре здесь появилась «зона».

Контрольно-пропускной пункт с яркой табличкой «Исправительная колония-поселение №26» – практически единственное здесь место, которое наглядно обозначает границы исправительного учреждения. Далее по периметру нет заборов или каких-то других заграждений – кругом только лес. Нет колючей проволоки, вышек с постовыми. Осужденные в гражданской одежде свободно передвигаются по территории, в руках у некоторых мобильные телефоны. Это кажется странным, особенно когда узнаешь, что большая часть из них отбывает срок за умышленные убийства.

Заместитель начальника ИКП №26 по исправительному процессу Алексей Петрикевич начинает прояснять ситуацию:

– В Беларуси есть три колонии-поселения. Все они называются одинаково, но значительно разнятся по контингенту. В ИКП №16 в Горках в основном отбывают наказание люди, совершившие дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом. ИКП №21 в поселке Шубино (Ветковский район) особенна тем, что в ней одновременно находятся мужчины и женщины. У нас же – только мужчины, однако твердо ставшие на путь исправления. На данный момент это 174 осужденных.

48

Если в колонию в Горках «аварийщики» попадают прямо из зала суда, то в ИКП в Гезгалах направляются лишь те, кто положительно зарекомендовал себя, отбывая срок в других местах лишения свободы. Проще говоря, за хорошее поведение. Причем многие из осужденных провели более десяти лет в буквальном смысле за решеткой, прежде чем были переведены в колонию-поселение.

6059

***

Главный элемент всей системы – адаптирующая функция. «Мотая» срок долгие годы, заключенные отвыкают от условий реальной жизни. Здесь же можно носить одежду гражданского образца, иметь при себе наличные деньги, получать неограниченное количество свиданий, посылок и передач. Практикуются и краткосрочные выезды к близким родственникам в порядке поощрения. О чем говорить, если в текущее время восемь осужденных и вовсе живут за пределами колонии со своими семьями?

39

«К нам даже администрация относится как к вольным людям», – говорят мужчины, которые как раз таки и проживают вне исправительного учреждения. Кто-то в Дятлово, кто-то в ближайших населенных пунктах. Там и работают. Каждый вторник, как и сегодня, они прибывают в ИКП на отметку. Ежедневно по вечерам их проверяют по месту жительства сотрудники колонии. Естественно, при малейшем проступке осужденный возвращается обратно на «зону». Под запретом даже принятие спиртных напитков.

55

…36-летний Сергей, как и многие другие здесь, «сидит» за умышленное убийство. Тринадцать лет его срока уже позади, осталось еще три с половиной года. Увидев фотокамеру, он немного разволновался.

– Не переживай, все нормально, – обращается к осужденному Алексей Петрикевич. – Расскажи лучше, был ли смысл ехать сюда.

– Конечно. Хорошие условия. Все приближено к тому, чтобы своей жизнью распоряжаться самостоятельно. Можно наладить общение с родными и близкими людьми. Есть кухня, чистый умывальник и туалет, уютное спальное место, телевизор – все, чего не хватало столько лет. Ощущается приближение свободы…

Важная часть адаптации – привыкание к постоянному труду. Сергей, до того как «сел», проживал в Минске, нигде не работал.

– Еще год назад для меня в диковинку была сельская жизнь, – говорит осужденный. – Раньше я даже коров живьем не видел. Здесь, в ИКП №26, выезжая работать в хозяйства, буквально за месяц научился их растеливать. Стал одним из лучших специалистов (смеется).

52

***

В колонии-поселении осужденных не кормят – это еще одна особенность исправительных учреждений подобного типа. О питании нужно заботиться самостоятельно, планировать рацион: хочешь рыбу – ешь рыбу, хочешь картошку – ешь картошку. Нет желания долго готовить – делай бутерброд или кашу. Продукты покупаются в магазине, который разместился прямо на территории колонии. В нем достаточно большой ассортимент товаров, но нет алкогольных напитков. Покупки совершаются за свои деньги, которые, понятно, нужно заработать.

3837

Исходя из этого, каждому осужденному предоставляется рабочее место. Выходной один – воскресенье, а также официальные праздники. Самые добросовестные, примерно треть от общего числа, отправляются на выезд за пределы колонии, где зарплата значительно выше, чем у трудящихся на территории исправительного учреждения. В основном в подобной рабочей силе нуждаются сельскохозяйственные предприятия. В прошлом году некоторым особо повезло: их задействовали на строительстве санатория «Альфа-Радон», расположившегося неподалеку. Там платили порядка двенадцати миллионов рублей в месяц. Однако для того чтобы получить право на выездной труд, нужно около трех месяцев проработать внутри ИКП, заслужить плюсы в плане исполнительности и дисциплины.

57

***

Производственные цеха на территории колонии-поселения расположились на месте ракетных бункеров и ангаров. Раньше бурно развивалась токарная промышленность. Осужденные изготавливали мелкие детали для «Лидсельмаша» и других предприятий, специализирующихся на машиностроении, а также собирали кабины тракторов для Минского тракторного завода. Ныне токарный цех в большей степени носит «музейный» статус и используется крайне редко.

14

1516

13

Зато в почете деревообработка – изготовление поддонов, ящиков для овощей, фруктов, промышленной продукции.

40

454746

43

Антон из Гомеля отбывает срок за мошенничество. Бывший «айтишник» на территории колонии стал бригадиром в деревообрабатывающем цеху. Молодой человек признается, что до того, как получил судимость, работал сугубо в Интернете. Но и к физическому труду уже привык. До выхода на свободу ему осталось менее двух месяцев, поэтому уже сейчас парень задумывается о будущем на «гражданке».

– Знаю, что время в стране непростое, много безработных, а с судимостью и вовсе найти хорошее место трудно, – размышляет Антон. – Буду стараться. Отбывая срок, уже освоил ряд новых для себя профессий, нужно совершенствоваться. Спасибо руководству колонии за помощь, за хорошие условия, за работу…

41

– Ты уж сильно администрацию не хвали, – перебивает парня Алексей Петрикевич. – Говори по делу.

– А это и есть реальная картина. Ничего не преувеличиваю. В колонию-поселение никто насильно не тянет, нет желания – отбывай срок в прежнем месте.

42

***

Буквально в нескольких метрах от деревообрабатывающих цехов трудится строительная бригада, составленная из осужденных. Она занимается ремонтом старого здания, доставшегося в наследство от ракетчиков. В будущем здесь разместятся мастера из числа сотрудников колонии, отвечающих именно за производство, бухгалтерия и прочий персонал. Ныне путь из штаба ИКП к цехам занимает немалый отрезок времени, после в этом плане станет намного проще.

44

Помимо утренних и вечерних построений, нахождение заключенного в положенном месте (на территории колонии или за ней, в зависимости от места работы) контролируется каждый час. Владимир Мардаш – единственный сотрудник этого исправительного учреждения, проживающий в Лиде, – наряду с другими коллегами выполняет обязанности контролера.

– У меня уже был опыт «общения» с заключенными, – признается Владимир. – Ранее служил в ИК №8, что в Орше. Так случилось, что моей супругой стала именно лидчанка, решил переехать к ней, переведясь при этом на работу в ИКП №26. Тяжело ли добираться сюда из Лиды? Не особо. График лояльный – сутки через двое-трое. Сюда еду на автобусе, домой – на поезде. В итоге выходит по часу в одну сторону. Иногда приезжаю на машине.

58

Дежурный помощник начальника исправительного учреждения Евгений Ковчик живет в Березовке. Сюда перевелся буквально два года назад. Он уже привык к дальним поездкам на работу, так как до этого служил в Кореличском РОВД и по несколько раз за день «мотался» из города над Неманом в соседний районный центр. Поэтому расстояние от Березовки до Гезгал его не пугает. Тем более что в свое время и он уже успел ознакомиться с деятельностью ИКП №26, где трудился в должности начальника отряда.

53

***

Осужденные работают в несколько смен, поэтому даже в полуденное время, немного отоспавшись, некоторые из них имеют свободное время, в частности, на приготовление пищи.

2930

28

В столовой за каждым из заключенных закреплен свой ящик, который закрывается на ключ. Там хранятся кухонный инвентарь, нескоропортящиеся продукты.

262527

Выделены места и в холодильниках. Кому позволяют финансы, тот не скупится на другую бытовую технику – микроволновые печи, мультиварки и прочее. Завхозы стараются предотвращать воровство.

3132

33

Проживают осужденные в двухэтажном общежитии. В некоторых комнатах по шесть человек, есть и больше – по восемь, двенадцать, четырнадцать. Практически в каждой из них стоит телевизор. Постояльцы сами убирают помещения, назначаются дежурные по санузлу, коридорам. Кругом скромная, но все же чистота.

1

56

3

2

В этом же здании расположена комната для теоретических занятий. Колония тесно сотрудничает со Слонимским государственным профессионально-техническим колледжем сельскохозяйственного производства. Ежегодно около пятидесяти заключенных в год получают рабочие специальности. Здесь готовят электриков, электромонтеров, токарей, водителей. Пользуется спросом и объемная библиотека. В соседнем здании есть небольшой спортзал. Хоть и с изрядно устаревшим инвентарем, но все же.

78

10

***

В 2005 году по инициативе протоиерея Ростислава Соловьева и начальника колонии-поселения на территории исправительного учреждения появился православный храм, позднее освященный в честь священномученика Владимира Гезгаловского (Хрищановича). Практически все в нем сделано руками осужденных ИКП №26, а иконы расписывали заключенные ИК №11, что находится в Волковыске. С тех пор по большим религиозным праздникам здесь проходят божественные литургии. Не упускают постояльцы колонии возможности окунуться в холодные воды реки Промша во время крещенских купаний.

3435

36

Для свиданий с родными и близкими предусмотрены отдельные помещения. В комнатах для кратких встреч можно находиться около трех часов, для длительных – даже трое суток.

21

2223

– В доме свиданий есть семь комнат, уютная кухня, санузлы, – говорит заместитель начальника ИКП №26 по идеологической работе и кадровому обеспечению Сергей Шишко. – Рядом площадка, где можно пожарить шашлык, пообщаться. Комнаты практически не пустуют, родители, жены осужденных поселяются и используют регламентированный срок по максимуму.

49

Свадеб в самой колонии-поселении №26 быть не может априори, так как в ней отбывают срок лишь мужчины. Но нередки случаи, когда осужденные заводят отношения с противоположным полом с помощью переписки или в промежутках между выездной работой. И если заключенный решает узаконить свои отношения с дамой сердца, для этого нет преград.

Одним из последних, кто пошел на такой шаг, стал 36-летний Андрей. Его нынешняя супруга, чтобы чаще видеться с мужем в колонии, продала собственную квартиру в Гомеле и переехала жить в Дятлово. Ждать мужа домой ей придется еще два с половиной года.

– Ничего особенного, просто так получилось, – без особого энтузиазма рассказывает о своей свадьбе молодожен. – Были знакомы ранее, каждый из нас по разу обжегся в первом браке. В итоге решили разделить совместное горе. До того как я получил судимость, виделись десять лет назад, но поддерживали отношения через переписку, общались по телефону. Сейчас видимся чаще. Можно я уже пойду? Супруга скоро подъедет...

5424

***

Как уже отмечалось выше, напрямую из зала суда в ИКП №26 никто не попадет. Все постояльцы были переведены из других мест лишения свободы. При отборе учитываются всевозможные риски, связанные с профилактикой правонарушений на территории колонии-поселения. К примеру, сюда не переводят лиц, отбывающих наказание за преступления сексуального характера, а также тех, кто склонен к побегу, употреблению спиртных напитков или наркотических веществ.

51

Еще один важный критерий – состояние здоровья осужденных. Они должны быть трудоспособными.

– Если заключенный – инвалид, то ему нет смысла здесь находиться, – рассуждает фельдшер терапевтического отделения ИКП №26 Анатолий Бузук. – Он же себя не прокормит. К нам не переводят больных СПИДом, туберкулезом. За всю историю исправительного учреждения на его территории не было выявлено случаев заболевания этими недугами. Воздух здесь чистый, спертости нет. В общем, хорошие условия. Какие болезни частые? Жалуются на здоровье «язвенники», «сахарники». Сезонные проблемы бывают, связанные с простудными заболеваниями. Все типично, как у любых других людей.

50

– Не «косят» от работы? – спрашиваю у фельдшера.

– Бывает и такое. Если у человека есть деньги на еду, то работать ему не хочется. Тем более после такого продолжительного периода без труда. Думаете, «отсидит» 10-15 лет, а потом сразу начинает «пахать»? Не все готовы к этому, дай волю – многие на работу не пойдут. Другое дело, что больничные листы осужденным не выдаются, соответственно и время болезни не оплачивается. А еду покупать за что-то же нужно.

56

Этой информацией сотрудники колонии делятся неохотно, однако весьма очевидно, что на территории исправительного учреждения правонарушения все же случаются. Даже за самые мелкие проступки осужденных отправляют в прежние места отбывания наказания. Некоторые из заключенных, несмотря на близость окончания срока, пытаются моментально освободиться, совершая побег.

1718

В первые годы существования колонии побеги совершались регулярно. Связано это было в том числе и с тяжелыми условиями пребывания в исправительном учреждении. Полуразрушенная инфраструктура, оставшаяся от ракетчиков, не была готова к принятию «этапов» с заключенными.

1112

Отсутствовали электричество и водоснабжение, вода забиралась из реки Промша, пища готовилась на кострах. Постепенно и в это место пришла цивилизация.

9

– Теперь случаев стало намного меньше, но раз-два в год попытки сбежать осужденными предпринимаются, – говорит заместитель начальника ИКП №26 по исправительному процессу Алексей Петрикевич. – Находим беглецов быстро, несмотря на их собственную проворность и проворность сообщников. К примеру, недавно двое осужденных смогли буквально за четыре часа оказаться на территории соседних стран: одного задержали в России, второго – на территории Украины.

Вообще, бытовые условия на территории колонии-поселения предусматривают все, чтобы при наличии желания осужденный мог стать на путь исправления, пройдя нелегкий путь ресоциализации. Однако по окончании срока за воротами КПП начнется совсем другая жизнь. Главное – чтобы вкус свободы не вскружил голову и не подтолкнул на очередные «подвиги». На ошибках учатся, но повторять их не стоит.

19

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться