Судьбы в лихие 90-е
Сегодня о тех временах многие вспоминают с придыханием. Именно тогда кто-то остался без работы, кто-то, наоборот, сумел «подняться» и наладить бизнес, кто-то встал на криминальную стезю. Недавно, пересматривая альбом со старыми фото, 90-е вспомнила и я.
Надо же, какая я была худющая! Будто есть было нечего. Проблемы, конечно, были. Помню, даже купоны выдавали, которые люди копили, а затем покупали какую-нибудь хорошую вещь. Я не копила, я их продала. Женщине из Литвы. Они, литовцы, тогда были у нас частыми гостями, приезжали, скупали наши купоны и брали за них в магазинах холодильники, телевизоры, мебель. По всей вероятности, это было выгодно, а мне бы все равно не удалось скопить на хорошую вещь.
Позже мы даже подружились с этой женщиной и бывали друг у друга в гостях. Вообще, в те лихие 90-е я умудрялась случайно находить много разных друзей. Я была доверчива, но меня никто не обманул. Например, прямо на рынке я познакомилась с витеблянкой, которая опоздала на поезд, и забрала ее к себе ночевать. И после мы дружили. Теперь бы наверняка сделать подобное я не смогла бы… Возраст? Или поменявшийся менталитет? Скорее, второе.
Именно в 90-е на моих глазах обычный парень стал почти криминальным авторитетом. Хорошо это или плохо? Теперь не поймешь, его уже нет в живых. Одна молодая семья сумела хорошо подчелночить и заработать себе на квартиру. Правда, бизнес их дальше не развился, и теперь они обычные трудяги. Есть знакомые, которые «поднялись» именно в лихие 90-е, и теперь они – бизнесмены. Я в те годы потеряла работу, а после родила ребенка. Хорошо, что характер не позволил впасть в уныние, а «нажитые» друзья не отказывали в помощи, хоть и незначительной. Ой, вспомнила! Тогда детские памперсы челноки уже привозили из Польши. Но для безработного они доставались недешево и были… многоразовыми. Из использованного памперса выдирались внутренности, и он превращался в трусики-подгузники. Не было и красивой детской одежды, поэтому не брезговали чужими отданными вещами. Всякое было…
В лихие 90-е челночили кто куда: более продвинутые – в Польшу, менее продвинутые – в Литву, на привокзальную площадь, торговать белорусскими сырками, творогом и сметаной. Не знаю, как в Польше, а в Литве был рэкет, даже для менее продвинутых челноков. Я там была пару раз и видела, как собирают дань. Правда, мне было жалко небольшого количества наторгованных литов, и я сбежала в кафе. Я как-то очень быстро все продала. Не зря говорят: новичкам везет. Некоторые в то время в Литву через границу перебирались лесом. Контрабандисты, короче. Знакомая рассказывала: один раз, во время обратного пути, стемнело, и они в лесу заблудились. Шли на огонек – и едва не вышли прямо в руки литовским пограничникам. Успели вовремя сориентироваться и сбежали, на ходу придумывая легенду, в какой близлежащей литовской деревеньке якобы живут. Было весело.
Роль челнока мне, однако, не приглянулась. Хотя моя подруга звала меня в Польшу. Там было денежней. Как сейчас помню, как она собиралась в первую свою поездку. Муж выделил ей 25 долларов на дорогу и еще 18 дал с собой, чтобы она купила что-нибудь. Для их скромно живущей семьи это были серьезные деньги – практически двухмесячная его зарплата на заводе. Подруга тогда тоже осталась без работы, имея филологическое образование. В дорогу ей еще собрали кое-какой товар: какие-то пеленки, ползунки, батарейки, детали из гаража. А из Польши подруга на вырученные деньги привезла связки туалетной бумаги, упаковки прокладок, тапки с резиновыми подошвами, стиральный порошок, бананы и рыбу. Все это было у нас дефицитом. Съестное пошло на стол, чтобы отметить поездку, а товар подруга отнесла на наш рынок и выручила с него... 80 (!) долларов. Тогда это были большие деньги, несколько месячных зарплат. С тех пор подруга уже целенаправленно ездила в Польшу. Поляки, по ее словам, в те годы были смешные. Однажды им понравились часы «Луч» на ее руке, и она продала их за сто долларов. Я так и не решилась тогда отправиться в Польшу, хоть и говорили, что курица не птица, а Польша – не заграница…
Как раз именно тогда у нас появились «зайцы» – так называли белорусские деньги, потому что на них было изображено разное зверье. Еще в те годы опасно было работать дальнобойщиком. Мой двоюродный брат работал на фуре и рассказывал всякие страшные истории, в одну из которых даже попал сам, когда фуру остановили на одной из российских дорог и обчистили ее, привязав его к дереву. Хорошо, хоть жив остался. Он до сих пор работает на фуре и с ужасом вспоминает лихие 90-е…Да, времена были жесткими, а иногда – жестокими, но в то же время и интересными... Постоянно что-то новое появлялось. Постоянно что-то происходило.
Сегодня у детей десятых есть все: модная одежда, компьютеры, крутые мобильники, их не удивишь «Сникерсом» или ананасами, им не надо ждать выходных, чтобы посмотреть любимый фильм. Его можно скачать и смотреть хоть целый день.
Сегодня люди уже практически не ходят в гости просто так, без приглашений и подарков, чтобы проведать друг друга, не собираются посмотреть новые фильмы по видеомагнитофону или поиграть в лото.
Что-то нашлось, а что-то потерялось…