Трава у дома: Она не только должна нам сниться, ее и косить надо
15 Февраля 2026
52
Нередко в социальных сетях вижу посты, в которых пользователи с теплотой отзываются о деревне, где родились и выросли или же проводили каникулы у бабушки и дедушки, о красоте сельской природы, о своей деревенской родне и в целом о знакомых сельчанах и т. п. Эта тема близка мне, поэтому с интересом читаю такую информацию. Она пробуждат в моей душе самые теплые чувства. Вот и недавно, наткнувшись в ленте на подобную публикацию, не обошла ее стороной. Приятно было узнать о том, как автор посещал знакомые ему с детства места, встречался с местными жителями и как родных обнял тетю Аня и тетю Галю. «А вот деда Женю, с детьми которого мы когда-то играли на сельской улице, обнять не удалось, давно покоится на кладбище, – писал пользователь. – Да и от его дома не осталось следа, сельский совет снес до основания. Это же так просто – подогнал бульдозер – и хаты нет. А то, что за ней история семьи, там не подумали! Где-то же есть родные деда Жени и сельскому совету нужно было лучше стараться, чтобы их найти…» Дальше – в таком же тоне. И тут я в корне не согласна с автором. Обвинять на ностальгирующих эмоциях кого-то, указывать, что должен и обязан делать кто-то, – проще всего. А почему дети, внуки этого старого человека, зная, что он отошел в мир иной, махнули рукой на родовое гнездо, забросили недвижимость? Почему посреди деревни должны стоять покосившиеся, иногда уже и развалившиеся, дом и хозяйственные постройки, поскольку за ними история некой семьи, а приусадебный участок зарастать бурьяном в рост человека? Разве местным жителям приятно смотреть на такую картину? И, кстати, как я узнала, сносятся пустующие дома исполкомами в крайних случаях, только когда все ресурсы вдохнуть в них вторую жизнь исчерпаны. Да и «подогнал бульдозер – и хаты нет» – это совсем непросто. Для того, чтобы подступиться с какими-либо действиями к пустующему дому, проводится целый ряд административных процедур. И это долгий процесс. Для разъяснения его я, как журналист, обратилась за комментариями в различные учреждения нашего района.Бесхозяйный – значит без хозяина
– Бесхозяйное имущество – это имущество, которое не имеет собственника либо он неизвестен; собственник которого отказался от прав на него, не проживает в доме более трех лет и не уведомляет о намерении его использовать, – объясняет заместитель председателя суда Лидского района Наталия Ярмакович.
– В республике разработан комплекс мер по сокращению количества пустующих домов, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых земельных участков, сносу пустующих и ветхих строений. Вопросы учета и изъятия бесхозяйных жилых домов регулируются жилищным законодательством, Указом Президента №116 от 24 марта 2021 года «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами», административными процедурами. Процедура учета и изъятия бесхозяйного дома состоит из выявления и обследования, включения в реестр, обращения в суд. Местные исполкомы создают комиссии, которые не реже двух раз в год проводят обследование домов. Они проверяют признаки непроживания: неуплата налогов, отсутствие коммунальных платежей, визуальные проявления разрушения, несоблюдение требования к содержанию территории, неосуществление мероприятия по охране земель, о чем составляется акт осмотра жилого дома. Если дом соответствует критериям пустующего, его вносят в Единый реестр пустующих домов, который находится в бесплатном открытом доступе в интернете. Собственника уведомляют о предстоящем включении в реестр и наличии оснований для признания дома пустующим, публикуются сведения о поиске правообладателей. При получении уведомления о возможности включения дома в реестр пустующих можно в течение месяца подать (лично, по почте или на электронный ящик) в местный исполком уведомление о намерении использовать дом для проживания. Для этого нужно предоставить документы, подтверждающие право собственности и планы на использование дома. Если возможности ухаживать за домом нет по уважительным причинам (командировка, служба в армии, работа в другом городе, лечение и другое), необходимо направить в исполком соответствующее уведомление, что предотвратит включение дома в реестр пустующих. Если он не нужен, лучше официально продать дом или передать тому, кто сможет о нем позаботиться. В противном случае исполком составит заключение о состоянии жилого дома и примет решение о признании его пустующим, а затем обратится в суд с заявлением о признании дома бесхозяйным. Суд примет решение о передаче дома в собственность административно-территориальной единицы (к сведению, оно может быть в установленном порядке обжаловано собственником). Сельские исполкомы после принятия судом решения могут оставить дом в собственности сельсовета, продать или принять решение о его сносе.
Вам не нужно? Возьмут другие
– После передачи дома в собственность сельсовета мы принимаем решение о том, как можно его использовать: продать, снести, сформировать на его месте земельный участок или оставить в собственности сельсовета, – рассказывает председатель Дитвянского сельисполкома Инна Мешкевич. – Чаще всего дома, которые находятся в населенных пунктах, мы выставляем на продажу. Конечно, если они в аварийном состоянии, а тем более размещаются на хуторах, которые не обеспечены в достаточной мере коммуникациями, то трудно найти желающих приобрести такое жилье даже за одну базовую величину. Поэтому принимается решение о сносе. Освободившиеся хуторские участки, как правило, вовлекаются, в севооборот. А вот если территория освобождается в населенном пункте, мы нередко формируем земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства. Вот один из последних примеров. Мы снесли дом в деревне Бельские и сформировали два земельных участка для ведения личного подсобного хозяйства. На сегодняшний день один из них уже оформлен. Его собственник даже изменил целевое назначение – для строительства и обслуживания одноквартирного жилого дома. Заявление подано в сель-исполком и на предоставление второго участка. И это очень хорошо, значит, деревня продолжит жить.
Точно так же снесены ветхие пустующие дома на хуторах деревень Янцевичи и Рыловцы. Мы готовы предоставить сформированные там участки гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Если таких желающих не найдется, то земли будут вовлечены в севооборот. А в целом за прошлый год мы сформировали 27 участков, и на 18 из них гражданами поданы заявления.
Инна Мешкевич отметила, что Дитвянский сельсовет является пригородным, и те деревни, которые ближе к Лиде, пользуются спросом у горожан: здесь продаются дома и берутся земельные участки. Если люди возвращаются назад в деревню и не в силах обрабатывать землю (а бывает к дому прилегает территория около гектара), сельисполком после проведения соответствующих процедур может сформировать там новый земельный участок для предоставления тем, кто желает вести личное подсобное хозяйство. – А как часто откликаются собственники, наследники или правопользователи и приводят дом и участок в порядок после того, как комиссия признала, что он соответствует критериям пустующего? – поинтересовалась я у Инны Николаевны.
– Очень редко, – ответила она. – И это при том, что на их поиск всеми возможными способами тратится много сил и времени. Бывает работа по дому растягивается на многие годы.
Так, по одному из пустующих домов мы семь лет назад начали собирать необходимый пакет документов, чтобы включить его в реестр. Нашелся собственник этой недвижимости. Однако он вскоре умер, и в наследство вступил другой. Но и этот наследник и пальцем не пошевелил, чтобы привести дом и участок в порядок, не обращал внимание на наши рекомендации о необходимости поддерживать свою недвижимость в надлежащем санитарном состоянии. Опять пришлось ждать три года, чтобы возобновить процесс по признанию дома пустующим. Можно привести и ряд других примеров. У каждого дома в этом плане, действительно, своя история.
Цифры в тему
Главный специалист управления архитектуры и строительства Лидского райисполкома Евгений Ревко поделился следующей информацией:
«За прошлый год в Лидском районе вовлечено в хозяйственный оборот 25,6 га земель и 97 жилых домов, признанных пустующим и выморочным наследством,
58 из которых снесено, а 39 продано».
Все собеседники, с которыми довелось общаться во время подготовки материала, говорили, что сохранить деревни – задача всех и каждого. Заброшенные дома не должны становиться приговором для населенных пунктов. Проявляя ответственность и заботу о своем имуществе, люди не только избегают юридических проблем, но и сохраняют наследие для будущих поколений. И уж если, действительно, дорог сердцу тот населенный пункт, где прошло детство и юность, где с радостью принимал дедовский дом, где все односельчане жили как одна семья, нужно теперь делать реальное дело, чтобы приятно было пройтись по улице и сказать себе: согревает душу все та же красота и ухоженность деревни, а жизнь в ней продолжается. Ко всему этому присоединяюсь и я.
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.







