Первый учитель для сотни березовчан

16 Октября 2024 160
Первый учитель...  Это не просто человек, который учит читать, писать и считать. Это мудрый наставник, терпеливый друг и заботливая вторая мама. Он открывает перед нами двери в удивительный  мир знаний, помогает преодолеть трудности, верит в нас даже тогда, когда мы сами в себя не верим.

В этом учебном году первоклассников СШ №3 г. Березовки встретила учитель начальных классов Татьяна Викторовна Чертко. Как подготовить ребенка к школе? Что самое сложное для первоклашек, а в работе с родителями? Эти и другие вопросы мы обсудили при встрече с педагогом в школе.

– Татьяна Викторовна, как Вы решили стать учителем? Это была детская мечта?

– Я из учительской династии. В моей семье очень много тех, кто связал свою жизнь с педагогикой. Мамина тетя работала учителем в Новочеркасске. А мамина родная сестра была учителем в Минске. Когда начинался отпуск, а это 56 дней, она приезжала в родительский дом с пакетом школьных принадлежностей, с помощью которых мы с соседскими девчонками что-то вырезали, клеили и разукрашивали. Так мы помогали делать раздаточный материал.

Когда я приезжала в гости к тете в Минск, то видела, как она проверяет тетради красной ручкой. А мне тоже так хотелось! Сейчас порой в голову приходит мысль: может уйти в другую сферу куда-то? Но нет, мое место здесь, рядом с детьми.

– Вы березовчанка?

– Да, я родилась и выросла в Березовке. Училась тоже тут. С первого до шестого класса в СШ №1, с шестого класса и до выпуска – в СШ №3. Я выпустилась в 1996 году. Сейчас здесь и преподаю. Вчера ученица – сегодня учитель.

– Как сложился Ваш педагогический путь дальше?

– У меня двухступенчатое образование. В 2000 году я окончила Лидский педагогический колледж. Через год подала документы и поступила в Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. Закончила его в 2006 году. Пришлось недолго поработать в школе другого района и даже в детском саду. 18 лет назад я пришла работать в родную СШ №3 г. Березовки. Здесь и осталась. Был шанс перейти в другие учреждения образования, но я не захотела. В этой школе все знакомо, тепло и коллектив хороший.

– Каким был Ваш первый выпуск?

– Первый мой выпуск я вела не с первого класса, а с третьего. Пришла на смену другому учителю. С ребятами нашли общий язык почти сразу, даже сейчас если встречаемся, то общаемся очень тепло и легко. Это для меня они мальчишки и девчонки, а по паспорту им всем уже больше 26 лет.

– Для скольких ребят Вы стали первым учителем?

– Их будет около сотни, я думаю. Всего у меня было 5 выпусков, самый маленький в 2016 году – 15 человек, остальные были побольше. Помню каждого из них. Кто-то остался в Березовке, кто-то переехал в Лиду, есть мои ученики и в Гродно, и в Минске. Где-то 30% моих учеников стали врачами и медсестрами, еще 30% стали учителями. Остальные ушли в технические сферы и выбрали другие направления. Среди моих учеников – Евгений Аноприенко, учитель истории в СШ №3, Игнатий Пышинский – учитель английского языка в СШ №2, Юлиан Козлов – учитель физической культуры, тренер по греко-римской борьбе, Галина Жаворонкова – двукратная чемпионка Беларуси, чемпионка Европы, чемпионка мира по городошному спорту. Я могу, конечно, долго продолжать... Стараюсь не терять контакт с бывшими учениками. И это получается.

– Сложно ли отпускать своих ученико?


– Отпускать всегда сложно, но я же понимаю, что моя задача – привить им любовь к знаниям, заложить понимание добра, а потом отпустить дальше.  

– Татьяна Викторовна, у Вас есть любимчики?

– Нет, никогда не имела любимчиков. Это мое правило. Все дети разные, у всех свои способности. Я не хочу, чтобы потом кто-то из них сказал: а я был любимчиком, а я – нет. Даже моя дочь удивляется, как можно любить и относиться ко всем одинаково? Вот так, можно. Я найду подход к каждому: кому-то скажу более строго, кого-то лишний раз обниму, кому-то дам задание. Так и выстраиваю отношения в классе. Оскорблений, неуважения и чего похуже в классе не потерплю. 

– Что самое сложное для первоклашек?

– Адаптация к школе. Кто-то из детей ходил в сад, а кто-то нет. Порой очень тяжело находиться на уроке целых 35 минут. Мы делаем две физминутки, но этого бывает недостаточно. Практикуем частую смену видов деятельности. И все через игру. 

– А в работе с родителями?

– С родителями найти контакт бывает сложнее, чем с детьми. Необходимо донести информацию, объяснить, почему так будет лучше, а не иначе. Например, ситуация с телефонами. Я не рекомендую давать детям первого класса с собой в школу телефоны. Родители позвонят, а ребенок уже отвлекся. После звонка начинает сильнее скучать, хотеть домой. Плюс телефоны развивают клиповое мышление, уменьшают усидчивость и снижают концентрацию внимания. А это то, что необходимо в учебе. Если что-то срочное, то можно позвонить учителю. 

– Татьяна Викторовна, подскажите нашим читателям, как подготовить ребенка к школе?

– По моему опыту, ребенок, который ходит на подготовительные занятия к школе, адаптируется мягче и быстрее, чем другие дети. В нашем учебном заведении подготовительные занятия ведет тот учитель, который в следующем году будет набирать первоклассников. Мне кажется, это прекрасная возможность детям познакомиться и привыкнуть к педагогу. Кроме того, дети учатся сидеть за партой, привыкают к дисциплине и атмосфере школы. Наши занятия называются «Думай. Решай. Считай» и проходят по субботам. Мы на подготовке развиваем логическое мышление и прививаем интерес к учебе через игровую деятельность. 
 
Второй мой совет – это психологический настрой самих детей и родителей. Необходимо дать установку первокласснику: ты идешь в школу. Некоторые родители сами не готовы это принять и осознать. Возникают  опасения, что ребенок не справится, что он еще не готов к обучению. Здесь нужна консультация специалистов.

Хвалить себя и говорить о себе что-то хорошее всегда непросто. Именно поэтому мы решили обратиться к ученикам Татьяны Викторовны и их родителям.

– В прошлом учебном году мой сын Влад закончил начальную школу, а дочь Ульяна стала в этом году первоклассницей. Мы долго думали, стоит ли отдавать ее в школу, ведь малышке всего шесть лет. Однако, когда узнали, что учительницей будет Татьяна Викторовна – согласились. Она первая учительница сына и первоклассный педагог. Татьяна Викторовна очень человечная, находит подход к каждому из детей. Не было такого, чтобы за четыре года обучения  мой сын приходил и говорил: мама, сегодня Татьяна Викторовна кричала, ругалась или что-то еще. Она очень корректная, тактичная, – говорит Юлия Андреенко.

– Я запомнил Татьяну Викторовну как справедливую и ответственную. Она к своей работе всегда подходила серьезно, но с долей позитива. Информацию, которую она нам давала, преподносила живо и интересно. Замечательный учитель. Спасибо ей за знания, которые она вложила в нас, – говорит Евгений Аноприенко, бывший ученик Татьяны Викторовны, учитель истории СШ №3.

Бессонные ночи, плотный график, множество часов поиска информации и новых идей – быть учителем непросто. Однако педагоги находят силы, время и желание, чтобы дарить детям свои знания и прививать любовь к этому миру.


Текст: Лилия КиеняЛилия Киеня
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться