В числе выпускников Национального детского технопарка 115 школьников Лидского района. Кто из них поступил в вуз по собеседованию?

17 Июня 2024 666
Национальный детский технопарк – мечта многих белорусских школьников. Однако обучение здесь проходят далеко не все, лишь самые талантливые и увлеченные, те, кто всерьез интересуется научно-технической и инновационной деятельностью. Цель своего рода инкубатора для одаренных школьников – мотивировать старшеклассников развивать свои способности и далее, а также помочь им в выборе будущей профессии. Отметим, что идея создания такой структуры была поддержана на самом высоком уровне – Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко.

Детский технопарк начал свою работу 1 января 2021 года, и уже в первый год обучение в уникальном учреждении образования прошли трое представителей Лидчины. Это Анастасия Бильдь – выпускница средней школы №8 города Лиды (теперь СШ №8 г. Лиды имени В.Ф. Казакова – прим. автора). Талантливую лидчанку многие помнят по беспрецедентным в регионе результатам централизованного тестирования: по трем предметам (физике, математике и белорусскому языку) девушка набрала максимальное количество баллов – 300 из 300 возможных! Также в год открытия технопарка образовательные смены в столичном учреждении образования прошли Артур Янковский (лицей №1 г. Лиды) и Марк Болдовский (Первомайская СШ).

А всего с начала работы Национального детского технопарка там побывало 115 представителей Лидчины. Отбор потенциальных учащихся в регионе курирует районный центр технического творчества. О том, как это происходит, журналисту «Лідскай газеты» рассказал Валерий ГРАБОВСКИЙ, директор учреждения дополнительного образования. 

– Валерий Адамович, как проходит отбор школьников для обучения на образовательной смене и каким критериям должен соответствовать ребенок?

– Обучение в технопарке проходят, как правило, учащиеся 9-11-х классов. Помимо того, что кандидат в джуниоры, так называют учащихся данного учреждения образования, должен быть старшеклассником, он также должен иметь определенные достижения – это может быть авторский проект исследовательского характера либо диплом победителя, участника олимпиады по учебным предметам или образовательного конкурса как минимум областного уровня. 

– И как вы выходите на талантливых ребят?

– Одаренных учащихся, имеющих определенный интеллектуальный потенциал, победы в конкурсах либо предметных олимпиадах, нам рекомендуют школы. Если кандидатура подходит, мы берем над старшеклассником шефство: помогаем ему подготовить проект. Заявку в технопарк также подает школа.

– С этого момента ученик может считать себя джуниором и ждать приглашение на образовательную смену?

– Нет. Сперва приемная комиссия технопарка проводит отбор кандидатов, после чего школьник должен пройти тестирование на определение уровня технического, аналитического и пространственного мышления. А уже по результатам тестирования старшеклассники зачисляются на одно из 15 направлений обучения на выбор учащегося.

– Валерий Адамович, сложны ли тестовые задания?

– За 40 минут необходимо ответить на 40 вопросов, которые касаются логики, пространственного мышления, общей эрудиции.  Тестирование проходит в Гродно. Подвоз ребят в областной центр и обратно обеспечивает управление образования Лидского райисполкома. Большинство учащихся успешно справляются с тестами и набирают проходные баллы.

– А если быть точнее, какой процент кандидатов становится джуниорами?

– Что касается Лидского района, то процент достаточно высокий, тестирование проходят более половины желающих. Так, в 2022 году из 41 школьника обучение в технопарке прошли 27 человек, то есть 65,8 процентов. Но самым массовым по количеству учащихся оказался 2023-й год, в течение которого на образовательных сменах столичного учреждения побывали 49 учащихся нашего региона. 

За неполных четыре года работы технопарка в нем побывали представители практически всех школ города Лиды. В числе лидеров гимназия №1, лицей №1, СШ №1 и СШ №15. Были на образовательных сменах и сельские учащиеся. 

Джуниорами технопарка достаточно часто становятся учащиеся центра технического творчества, в основном, это ребята, которые занимаются по направлениям: «Робототехника», «Программирование», «Прототипирование». 

– Технопарк принимает талантливых детей круглый год?

– В году 10 образовательных смен, каждая из которых длится 24 дня. Ежемесячно, за исключением двух летних месяцев, июля и августа, новый заезд. Проживание, питание и, само собой разумеется, обучение бесплатное. О том, как добраться до технопарка, родителям также думать не приходится: управление образования райисполкома организует подвоз детей из Лиды в Минск и по окончании смены – обратно.

– Валерий Адамович, как проходит обучение в технопарке?

– Технопарк включает в себя три объекта: учебно-лабораторный корпус, общежитие и школу. Четыре часа ребята занимаются в школе по общеобразовательной программе и столько же времени – с преподавателями ведущих вузов страны, часто с использованием  базы высших учебных заведений. Оставшееся время у школьников также расписано по минутам. Программа насыщенная: ребята ходят в бассейн, на дискотеки, посещают с экскурсиями промышленные предприятия, различные лаборатории, музеи, выставки. 

– 1 сентября, в День знаний, технопарк посетил Президент страны. На чем акцентировал внимание в ходе встречи с учащимися глава государства?

– Александр Григорьевич отметил, что желающих обучаться в технопарке значительно больше: три человека на место. В связи с чем учреждение образования надо расширять, чтобы все ребята, которые стремятся получить более современные знания и знания на более высоком уровне, имели такую возможность. Президент также подчеркнул важность того, чтобы воспитанники Национального детского технопарка в последующем работали на свою страну.

В ходе визита Александр Лукашенко рассказал и о том, что Национальный детский технопарк был создан по примеру российского образовательного центра «Сириус». К слову, в преддверии Нового года лучшие выпускники образовательных смен, в числе которых было трое лидчан, ездили в Сочи, где гостили на протяжении десяти дней. Занятия с ребятами проводили известные лекторы. Также для школьников был организован познавательный досуг: они посетили музей космической техники и планетарии, олимпийские объекты, Парк науки и искусства «Сириус», съездили на горный курорт.

– В общем, скучать джуниорам технопарка не приходится…

– Однозначно нет. По окончании образовательных смен выпускникам дарят памятные сувениры – футболки с эмблемой национального учреждения образования. Тот, кто хоть раз побывал в «школе будущего», снова ищет возможность попасть на образовательную смену. Замечу, что некоторые лидские школьники в столичном технопарке обучались не один раз. 

– И ведь это неспроста. Начиная с 2023 года выпускники детского технопарка могут претендовать на поступление в вуз по собеседованию без вступительных экзаменов?

– Да, это действительно так. Наблюдательный совет Национального детского технопарка вправе выдать выпускнику рекомендацию на льготное поступление в вуз. Но только тем старшеклассникам, которые дважды прошли очное обучение (в год поступления в университет и в год, предшествующий этому) и один раз – дистанционное. Кроме того, старшекласснику нужно разработать и успешно защитить исследовательский проект, получить не менее двух рекомендаций от преподавателей, а также иметь средний балл в школе не менее 7,5 (при поступлении в минское высшее учебное заведение средний балл должен быть не ниже 8). И еще один важный нюанс: документы в приемную комиссию выбранного университета необходимо подавать в первые дни.

– А среди лидчан есть ребята, которые воспользовались такими льготами?

– Да, в прошлом году правом льготного поступления от технопарка воспользовался и поступил один учащийся. Еще двое ребят получили рекомендации в вузы на эту вступительную кампанию.

И это правильно. Талантливую молодежь надо поддерживать, это перспективное направление. Ведь за нынешними старшеклассниками будущее Беларуси, и если дать дорогу лучшим учащимся, оно сложится наилучшим образом.

Журналист районного издания побеседовал с некоторыми выпускниками Национального детского технопарка и узнал, какой след в жизни лидчан оставила учеба в уникальном учреждении образования, и чем заняты умы будущих изобретателей и айтишников страны. 

У роботов будет свой коллектив

Выбрать робототехнику среди множества различных направлений в науке Даниилу Руселевичу помогло обучение в технопарке. Раньше для бывшего учащегося средней школы №8 города Лиды имени В.Ф. Казакова данное направление было не больше, чем хобби, которому Даниил посвящал свободное от учебы время, занимаясь в кружке районного центра технического творчества по проектированию САПР. Теперь же молодой человек – студент первого курса факультета информационных технологий и робототехники главного технического вуза страны – БНТУ.

Талантливый лидчанин воспользовался правом поступить в университет по льготам. Однако, как отмечает сам Даниил, этот бонус потребовал от него нескольких лет усердной работы, а также обучения на трех очных и одной дистанционной учебных сменах в технопарке. Кроме того, парень готовил статьи для научных периодических изданий, принимал участие в различных конкурсах. А в ходе работы одной из выставок с участием Даниила с его изобретениями ознакомился даже глава государства.

Обучение в детском технопарке, а позже в университете, вдохновило Даниила на создание роевой роботизированной системы «Коллектив». Это комплекс различных робототехнических устройств, способных выполнять широкий спектр задач и работать совместно с человеком. Для развития своей идеи молодой человек собрал команду единомышленников. Он убежден: через несколько лет данная разработка будет в помощь жителям нашей страны и не только. На данный момент лидчанином изготовлены различные макеты шагающих роботов-пауков, гусеничных и колесных платформ, умеющих выполнять мелкие операции.

– Технопарк – отличное место, где можно найти единомышленников и замечательных учителей, а также раскрыть свои таланты, не обязательно связанные с наукой и техникой. Этому способствуют уютная атмосфера, множество мероприятий и новые знакомства. Именно благодаря технопарку я нашел отличных друзей, с которыми продолжаю переписываться и обмениваться материалами, связанными с нашими проектами. Мы не только поддерживаем связь онлайн, но и часто навещаем друг друга, общаемся вживую, – отмечает Даниил.

Надел очки – попал в виртуальный тир

В ходе обучения в Национальном детском технопарке открылись новые горизонты и для учащегося средней школы № 16 города Лиды имени П.М. Машерова Евгения Алетуровича. Юноша увлекается программированием с 6-го класса. Начинал со школьного факультатива, дальше – самостоятельно. Однако такой путь не стал преградой для побед в конкурсах различного уровня, о чем красноречиво говорят два десятка дипломов, которые заслуженно завоевал талантливый лидчанин. 

Развиваться и совершенствоваться в IT-сфере Жене помогает обучение в детском технопарке. Будучи 10-классником, он дважды закончил смены по направлению «Виртуальная и дополненная реальность», а в феврале текущего года – по направлению «Машины и двигатели автомобилестроения». Кроме того, молодой человек успешно защитил исследовательский проект, который разработал на дистанционном обучении.

– Для меня учеба в детском технопарке – это прежде всего опыт, а также новые возможности. Очень увлекательно создавать программы для игры в виртуальной реальности, но еще интереснее, надев очки, испробовать их на себе. Такая возможность есть только в технопарке. Наиболее удачными и мною созданными играми виртуальной реальности считаю "тир" и "комнату ярости", – делится старшеклассник. – Я очень признателен своим педагогам – преподавателям направления, а также учителю информатики СШ № 16 Людмиле Владиславовне Шелевер, которая продвинула меня в эту сферу.

Евгений получил рекомендацию наблюдательного совета Национального детского технопарка и теперь может претендовать на поступление в вуз по собеседованию. Подавать документы одиннадцатиклассник планирует в БГУИР. Несмотря на то, что все критерии для поступления в университет без прохождения тестирования соблюдены, он активно штудировал школьную программу. Выпускник усердно готовился к сдаче централизованных экзаменов по русскому языку и математике и для себя решил, что будет также сдавать ЦТ по физике, а вдруг что пойдет не по плану. Хотя, конечно, Евгений очень рассчитывает на то, что все сложится наилучшим образом.

Нанокристаллы защитят от радиации в космосе

Еще один выпускник Национального детского технопарка – Павел Иванов. Его стихия – также программирование. Победы в школьных, районных и областных олимпиадах по информатике школьник завоевывал, начиная с пятого класса. А получать глубокие знания и достигать высоких результатов ему помогали замечательные педагоги СШ №1: Инесса Эдмундовна и Сергей Анатольевич Фонасовы. 

В детском технопарке лидчанин обучался не единожды. Пробовал себя в различных направлениях: «Наноиндустрия и нанотехнологии», «Информационные и компьютерные технологии» и «Виртуальная и дополненная реальность».

На дистанционном обучении Павел работал над проектом «Интеллектуальная диалоговая система для организации досуга и отдыха на территории Республики Беларусь». Цель проекта – развитие туризма, помощь жителям нашей страны и иностранным гражданам в организации полезного, интересного и познавательного досуга. Программа имеет приятный мультиязычный пользовательский интерфейс и оснащена огромным количеством функций. 

Также талантливый лидчанин разрабатывал проекты: "VR симулятор вождения", направленный на обучение вождению с использованием технологий виртуальной реальности, и "Применение нанокристаллов для защиты от радиации в космосе", в котором исследовались механические свойства нанокристаллов различных металлов, их радиационная устойчивость и возможное применение в создании легкого и прочного покрытия космических летательных аппаратов.

Национальный детский технопарк – это учреждение образования, созданное для поддержки одаренной молодежи нашей страны. Это чудесное место, где талантливые ребята имеют возможность раскрыться в разных направлениях, работать над своим проектом под руководством преподавателей ведущих вузов, участвовать в интересных лекториях, общаться с единомышленниками и просто приятно проводят время. В конце смены джуниоры представляют свои проекты, и только авторы самых лучших проходят на дистанционное обучение, – рассказывает одиннадцатиклассник.  

Совсем скоро наступит вступительная кампания. Благодаря рекомендации наблюдательного совета Национального детского технопарка у лидского выпускника есть возможность поступать на льготных условиях в любой вуз на широкий спектр специальностей, связанных с информационными и компьютерными технологиями. 

– Но как бы ни сложилась моя судьба в дальнейшем, могу сказать точно, что моя исследовательская деятельность не закончится. Я буду продолжать развивать свои уже имеющиеся проекты и создавать новые, – заверяет Павел Иванов. 
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться