Ребенок отказывается от некоторых продуктов, может долгое время есть одно и то же. Это какое-то нарушение?

13 Октября 2022 9605

«Ребенок наотрез отказывается от
некоторых продуктов, может долгое время есть одно и то же, например, требует макароны на завтрак, обед и ужин. Постоянно просит сладости. Сначала я думала, что это нормально: ведь все дети в той или иной степени избирательны в еде и у большинства это проходит с возрастом. Но чем дальше, тем больше меня беспокоит его поведение. Переживаю, что это какое-то нарушение. Как разобраться?»

Светлана

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– Первое, что необходимо отметить, избирательное пищевое поведение – норма для ребенка. И вообще – для человека. Избирательное пищевое поведение – это предпочтение одних видов пищи  другим на основе их вкусовых и органолептических свойств. Это явление обусловлено глубинным эволюционным механизмом: если я ем что-то, что мне вкусно и хорошо, зачем есть еще что-то другое? Бывает, что именно поэтому ребенок длительное время выбирает какие-то одни и те же блюда и продукты, отказываясь от всего другого.

Кроме того, опять же, с точки зрения эволюции, все новое так или иначе потенциально опасно, так как не известно. Такой глубинный механизм тоже может определять предпочтения ребенка в пищевом выборе. Так, скажем, горький вкус в природе обычно имеет что-то несъедобное или даже ядовитое. Соответственно, если ребенку показался неприятным какой-то вкус, глубоко на подсознании он у него проассоциируется с понятием «опасный». Плюс к этому по принципу подобия неприязнь может сформироваться к похожим, аналогичным продуктам.

Правильно питаться – это значит правильно оценивать актуальную потребность во вкусе. В детском возрасте преобладает потребность в сладкой пище и пище с ярким вкусом. Сладкий вкус

– это вершина пищевой пирамиды. Это символ удовольствия и радости, безопасности и покоя. Первый сладкий вкус, с которым знакомится человек – грудное молоко. Так сладкий вкус начинает ассоциироваться с самым приятным для нас – с младенческим удовольствием от тепла и сытости. Кроме того, сладкое содержит глюкозу, которая является элементом строительного материала для растущего организма.

Если же тяга ребенка к сладкому чрезмерна, задумайтесь. Может это следствие запрета на сладкое в семье? Не является ли сладкое инструментом поощрения или наказания (хорошо себя вел – вот тебе сладкое, провинился – наказываем лишением сладостей). К слову, не стоит еде придавать те функции, которые для нее не естественны. Самая естественная функция еды – питать организм. Остальные случаи, когда еда выполняет функции приемопередатчика эмоциональных посланий от родителя к ребенку и обратно, – это уже проблемный вариант и плацдарм для расцвета разных видов зависимых отношений с пищей.

Все вышеперечисленные особенности питания детей часто тревожат родителей, но при этом являются вариантами нормы. Где же грань нормы заканчивается и начинаются признаки возможного расстройства питания у ребенка, и что в этом случае делать родителям?

ARFID (avoidant/restrictive food intake disorder) – относительно новый диагноз. На русский язык его переводят как «расстройство избирательного питания». Чаще всего ARFID встречается у детей, но иногда его ставят и взрослым. Человек с таким расстройством существенно ограничивает себя в количестве и видах употребляемой пищи, что приводит к потере веса или замедлению роста.

Такой диагноз ставят, если ребенок не интересуется едой вовсе или избегает групп продуктов, например, определенного цвета или текстуры, испытывает беспокойство при приеме пищи. 
На каких тревожных знаках родителям следует заострить внимание и обратиться к специалисту?

* Ребенок становится все более придирчивым к еде, список употребляемых продуктов со временем только сужается.

* У ребенка есть набор «безопасной еды» (обычно это снеки, белый хлеб, картофель фри), трудно уговорить его съесть что-то за пределами этого списка.

* Ребенок отказывается есть вне дома, например, в детском саду или ресторане – поход в такие места вызывает у него тревогу.

* Ребенок ест очень медленно и совсем маленькими порциями.

* У ребенка появились проблемы с пищеварением.

* У ребенка отмечаются слабость или избыточная активность.

* Ребенку часто холодно.

Лечение данного расстройства обычно комплексное и включает работу с педиатром, психологом, психотерапевтом. План лечения составляется индивидуально.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться