Уроки безопасности, или Как объяснить ребенку, кто свой, а кто чужой?
16 Сентября 2022
7337
«Я воспитываю четырехлетнего сына. Он очень активный, общительный, проявляет большой интерес к незнакомым людям, любит их рассматривать, разговаривать – так сказать, легко идет на контакт. И вроде бы все хорошо, но это вызывает у меня тревогу. Общество сегодня далеко не всегда безопасно, и детям, я считаю, необходимо остерегаться незнакомцев. А для того чтобы избежать неприятностей, нужно научить ребенка определенным правилам поведения в подозрительных ситуациях. Как это сделать, не навредив ребенку? Как воспитать в нем разумную осторожность и при этом не запугать?»
Виктория
На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:
– Прежде чем объяснять ребенку, как вести себя с незнакомыми людьми, взрослый человек должен помнить: обеспечивая безопасность ребенка, нельзя нарушать гармонию его внутреннего мира и его способность адекватно, в меру доверчиво и в меру осторожно, реагировать на внешний мир. Поэтому выбирать тактику «уроков безопасности» необходимо исходя из индивидуальных психологических особенностей ребенка.
Если ребенок тревожный и ранимый, то позиция – «вокруг опасность» – скорее усугубит картину, усилит страхи малыша. У него могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций.
Такому ребенку не следует рисовать мир только в черных красках. Лучше как можно спокойнее, не заостряя внимание на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить или сообщать им свои адрес и телефон (если, конечно, ребенок не потерялся). При этом обязательно отметьте, что в мире много хороших и добрых людей – родственников и друзей родителей, которых ребенок знает, любит и с которыми чувствует себя в безопасности.
Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности встреч с плохим человеком, превратите ваш разговор в игру и, используя мягкие игрушки, разыграйте с ним варианты нежелательных встреч. Придумайте вместе вежливые универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обратятся на улице.
Если ребенок стесняется играть, предложите ему устроить театрализованное представление в масках. Защищенный маской, малыш может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. Пусть эти игры затрагивают всевозможные варианты развития событий. В стенах своего дома или во дворе с близкими людьми ребенок сможет более спокойно и трезво оценить различные ситуации и придумать пути выхода из них. Таким образом, у тревожно-мнительного ребенка закрепятся необходимые навыки общения с незнакомым человеком, и, попав в подобное положение, он не будет теряться и правильно, «на автомате», отреагирует на создавшуюся ситуацию.
Если ребенок смелый, активный, импульсивный, то беседы о безопасности следует проводить по-другому. Надо учитывать, что в силу своей активности и невнимательности малыш может быстро забыть, о чем вы недавно говорили. Это тот самый случай, когда повторение не проявление родительского занудства, а необходимость.
Такому ребенку очень полезно позаниматься в группе с психологом и другими детьми, где с помощью специально подобранных игр и упражнений ему помогут развить умение в нужный момент концентрировать внимание и быть осмотрительным.
К сожалению, большинство детей слишком буквально понимает слово «незнакомый», полагая, что это такой человек, которого они совсем не знают. Следуя детской логике, получается, что человек, который здоровается с мамой при встрече, живет по соседству, иногда что-то чинит в доме, приходил к папе по работе, – это «свой». Поэтому необходимо объяснить ребенку, что «свой» – это тот, кого родители хорошо знают и считают другом семьи. Ребенок должен знать, что даже близкий родственник может не быть «своим», если он не заслужил доверия остальных членов семьи. Стоит также обратить внимание малыша на то, что если мы знаем человека в лицо, но ничего не знаем о его характере, это все равно незнакомец.
В одном эксперименте детей попросили описать, как может выглядеть похититель. Большинство детей сказало, что похититель – это грязный, небритый и грубый мужчина. «Добрыми людьми» дети назвали тех, кто хорошо одет, носит форму, улыбается. Многие малыши безоговорочно доверяют женщинам любого возраста и старикам. Поэтому дети должны быть предупреждены, что злоумышленники бывают разного телосложения, национальности, возраста, пола и социального положения. Ими могут оказаться даже другие дети, которых используют, чтобы заманить жертву.
Обучение детей правилам безопасного поведения – задача не из легких. Поэтому запаситесь не только терпением, но и знаниями: читайте актуальную литературу, советы специалистов. Для детей сегодня также есть много полезных мультфильмов, видеороликов, книг – используйте их в воспитательном процессе, и результат не заставит себя ждать!
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.