Специальный проект «Лідскай газеты»: Берлин, о котором меня не спросят. Часть 1 (фото)
Вот уже несколько дней прихожу в себя после недельного путешествия в Германию, а точнее – важной образовательной поездки, которую организовывала Школа журналистики Минского международного образовательного центра имени Йоханнеса Рау при поддержке Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия. В течение семи дней нам много рассказывали и показывали, с какими общественными, социальными и политическим вызовами в последние годы столкнулся Берлин. Нам – это 15-ти белорусским журналистам, отобранным из 95 претендентов. Предвидя вопросы, отмечу: о возможности принять участие в такой поездке узнала сама, мониторя то и дело различные образовательные сайты. Заявку подавала тоже сама, прилагая к ней мотивационный лист и свои публикации. Это к тому, что под лежачий камень вода не течет и все в наших руках, нужно искать возможности, а не ссылаться на обстоятельства.
Сам формат мероприятия, как по мне, был очень продуктивным, правильным и полезным: с экспертами, представителями политических сил на городском уровне, действующими лицами местного самоуправления, немецкими журналистами мы обсуждали вопросы жилищной и социальной политики, миграции и интеграции беженцев, общественных инициатив, социального предпринимательства. Наша группа посетила несколько кварталов, где живут беженцы, Бундестаг, МИД ФРГ, редакции газет, Франкфурт, небольшую деревню Гольцов… Много всего уместилось в эти семь немецких дней, и пытаться написать обо всем – это как объять необъятное. Поэтому я расскажу о том, что удивило, впечатлило и запало в душу мне. И в этом материале я покажу Берлин моими глазами…
С первого взгляда город мне абсолютно не понравился, хотя и встречал хорошей погодой с солнцем и плюсовой температурой. Отталкивали серость зданий, мусор, непривычные белорусскому глазу неубранные грязно-коричневые листья, придающие хаос и неопрятность. Но, как это часто бывает с первым впечатлением, оно оказалось поспешным, а потому – ошибочным. На следующий день знакомства с Берлином я поняла, что это какое-то особенное место. Оно не является одним живым организмом, а составляет много разных, которые странным образом, невзирая на противоречия и непохожесть, уживаются друг с другом.
Нежелтые листья не кружатся над городом
Я спросила у куратора нашей группы: «Эдит, почему на улицах так много листвы?» Вполне логичный с моей точки зрения вопрос привел ее в недоумение. «Деревьев ведь много, и это естественно, что они сбрасывают листья», – не совсем понимая, что я хочу, ответила мне Эдит. Пришлось объяснять, откуда у моего вопроса растут ноги: что у нас, в Беларуси, дворники убирают опавшие листья, чтобы вокруг было чисто и красиво. «Наверное, у нас, в Берлине, не так много дворников, чтобы этим заниматься», – пожала плечами Эдит, и на этом разговор о листьях был закончен.
«Кручу, кручу, кручу педали, кручу…»
В Берлине очень, ну просто очень много велосипедистов. Они везде: на проезжей части, на тротуарах, в метро, причем в любое время суток и в любую погоду. Увидеть горожанина, перевозящего детей в специальном велокресле, – обычное дело. Увидеть крутящим педали человека в строгом костюме – еще обычнее. Но удивило меня другое: взаимоотношение велосипедистов, автомобилистов и пешеходов. Было непонятно, как они передвигаются, не задевая друг друга. Мне пояснили, что для этого в городе создана достаточно хорошая инфраструктура – светофоры, велосипедные парковки, дорожки. К слову, о последних. Их по Берлину проложено более 900 километров, включая отдельные выделенные полосы на проезжей части (!), на тротуарах, пешеходных переходах, в парках и т. п. По всему городу установлены пункты проката двухколесного транспорта, парковки. И развитие велодвижения здесь продолжается. И это то, чему у берлинцев, определенно, стоит поучиться.
Метро для всех и для всего?
В продолжение темы о велосипедистах. Своих «коней» они могут перевозить в метро. В отличие от минского метрополитена, в Берлине это не запрещено. Как и не запрещено перевозить собак – для них двери общественного транспорта также открыты. И такое (здравое?) отношение к братьям нашим меньшим удивило и порадовало. Вообще, собак в городе много. Но не бездомных – таких, кстати, я не видела вообще. Люди опять-таки едут на велосипеде, держа за поводок собаку, гуляют с ней в парке, в центре города, заходят в магазины, на рождественские ярмарки. В связи с тем что для Лиды эта тема наболевшая, естественным вопросом был: является ли присутствие собак в городе проблемой для других, убирают ли хозяева за своими питомцами? Убирают, потому что в противном случае придется платить штраф, который превышает 50 евро. Правда, если не пойман, то и не виноват. В метро на моих глазах собака «метила» одну из стенок, хозяин при этом терпеливо дожидался, когда его хвостатый сделает свое мокрое дело. Но то, что меня удивило и даже заставило остановиться, у берлинцев не вызвало никакой реакции: все проходили мимо, не обращая внимания.
– Конечно, все зависит от воспитания отдельно взятого человека, от его отношения к месту, где он живет, и к людям, которые находятся рядом, – прокомментировала Эдит. – Но случаев, когда хозяин сам по себе, его четвероногий – тоже сам по себе, все меньше. Берлинцы стали более ответственно относиться к содержанию домашних животных. Хотя исключения, конечно, есть.
Город или мусорное ведро?
В Берлине очень грязно, и это, пожалуй, единственное, что разочаровало меня больше всего. Идешь по центральным улицам – все красиво: здания, хорошая архитектура, яркие вывески, зазывающие зайти внутрь магазина или кафе, – но стоит повернуть за угол, и картина совершенно другая. Мусор, мусор, мусор… В подземке, где очень много закусочных быстрого питания (тоже было непривычным), мусорные баки переполнены, упаковки от бигмаков и прочего фастфуда валяются просто под ногами. В отдельных районах, в большей части менее благополучных, ситуация еще плачевнее.
Мне было неуютно. Как выяснилось потом, такие эмоции характерны для всех граждан стран бывшего СССР. Так уж мы приучены: если чисто – значит порядок.
О мусоре, вернее о причинах его возникновения, я думала и размышляла. Возможно, все дело в масштабах Берлина? Он огромный: площадь составляет более 890 км2, к тому же это второй (после Лондона) город по количеству населения. Населения самых разных национальностей, заметьте. А может, потому, что Берлин – это своего рода перевалочный пункт? Сюда приезжают поучиться, пожить, погулять, потусить – поэтому-то люди и не воспринимают город своим? Я не знаю, я не берусь делать выводы, но проблема определенно есть. Хотя, возможно, только для туристов, но никак не для самих жителей Берлина.
Время стоит дорого
В Берлине это принципиальный момент. Очень. Я была поражена, насколько люди здесь организованны. Если встреча назначена, скажем, в 10.00, она начнется именно в это время, и ни минутой позже. Если она должна длиться час, она будет длиться столько. Здесь не принято опаздывать и не принято задерживать. Здесь принято ценить и свое время, и время других. Белорусам, будем честны, в этом плане тяжко. Для нас начать мероприятие на 15 минут позже – это все равно что начать его вовремя.
Ну, за…
В Берлине нет запрета на распитие алкогольных напитков в общественных местах. И этим все сказано.
Воскресенье – выходной
Что вы делаете в воскресенье? Идете по магазинам, на рынок? В Берлине это «не прокатит», потому что в воскресенье... жизнь здесь останавливается. Это время отдыха, и найти в этот день работающий магазин и даже аптеку – задача сложная. Но в отдельные воскресенья (обычно перед какими-то праздниками) есть «счастливые часы», во время которых магазины все-таки открывают свои двери для многочисленных покупателей. Как мне сказала жительница Берлина, таких воскресений в году не больше 12-ти.
И на десерт – Рождество
Скучный и серый днем, вечером Берлин преображается. Город украшен так красиво, что не проникнуться духом Рождества просто невозможно. Причем наряжается Берлин не только внешне, но и «внутри»: все кафе, бары, магазины и даже офисы так или иначе стилизованы. Все очень красиво и мило.
Накануне первого воскресенья Адвента в Берлине открываются многочисленные рождественские ярмарки, и не побывать на них невозможно – они на каждом углу и работают ежедневно до 22.00 (в воскресенье, к слову, тоже). И людей всегда много! Они пьют горячий глинтвейн (стоимость – около 3 евро за стаканчик), конечно же, пиво (от 3,50 евро и выше), перекусывают фастфудом (от 3 евро и выше), веселятся и катаются на коньках (катки здесь залиты в отдельные боксы и пользуются спросом).
Как и у нас, на ярмарках продают различные вязаные вещи, сувениры, елочные игрушки и сладости. О них подробнее. Посетители ярмарки охотно покупают карамелизированные яблоки (от 2,50 до 3,50 евро за штуку), расписные пряники (5 евро – маленький, 8 евро – большой), марципаны и прочие вкусности.
Я спросила, на какой площади в Берлине находится главная елка. А ее в Берлине нет – ни главной площади, ни главной елки. Вот такая непривычная для нас особенность.
И все-таки не мой
Берлин после себя оставил смешанные чувства. С одной стороны, такой стильный, с другой – серый, с одной – такой живой, с другой – совершенно равнодушный. Я не почувствовала индивидуальности города. Хотя и не берусь утверждать, что это плохо: Берлин – город-универсал, город-космополит, город-демократ. Если сравнивать его с человеком, то Берлин – это сумасшедший чудак, безумец, бунтарь. Он не соблюдает правил и смеется над устоями. Но тем он и интересен, потому что здесь каждый новый день – новый.
В следующих выпусках специального проекта «Лідскай газеты» «Берлин, о котором меня не спросят» я расскажу о том, насколько сильным может быть «мы», с какими проблемами в Берлине сталкиваются арендаторы жилья и как эти проблемы пытаются решить, как старые поношенные вещи делают дизайнерским брендом и как предприятия этому способствуют, кто в центре Берлина посадил огород и поставил пчелиные ульи и как к такой инициативе относятся местные жители, чем знаменита маленькая деревня Гольцов… А еще я расскажу, что беженец – это не всегда модель поведения, нередко это не больше, чем статус. Вернее, они сами вам об этом расскажут…