Журналист «Лідскай газеты» протестировала исторический маршрут пивоварения (фото)
Считанные дни остаются до праздника города Лиды, параллельно с которым пройдет фестиваль хмеля, солода и воды – «ЛИДБИР». Мероприятие обещает быть грандиозным и очень насыщенным. Концерты, дегустации и много-много всего, лидчанами и гостями города еще не опробованного (подробнее с программой можно ознакомиться здесь). Одним из этого «много-много всего» является исторический маршрут пивоварения. Журналист «Лідскай газеты» не стал дожидаться 19 сентября и вместе с коллегами со всей республики первым окунулся в историю пивоварения, протестировав маршрут. О том, как это было, читайте далее.
Вообще, первым узнавать о чем-то новом – одна из привилегий в нашей профессии. Поэтому когда представители пресс-службы ОАО «Лидское пиво» пригласили меня на тематическую экскурсию, сомнений соглашаться или нет, не было. Конечно, соглашаться! Ведь это как заглянуть в будущее.
Сразу стоит оговориться. Маршрут, который я протестировала, был «сыроват». Не в плане наполняемости, а в плане внешнего вида. Все самое «вкусное» организаторы оставили, конечно, на 19 сентября. Но в том и интрига!
Итак, экскурсия началась на Лидском пиве. Кстати, кто еще не был на его «проходной», советую: настоящий музей! Здесь выставлена коллекция пивных бутылок – более 100 штук, – которою предприятию передал местный коллекционер Андрей Фишбайн.
К слову, нехотя, но он назвал приблизительную сумму, которую может стоить одна бутылка (слабонервных и сильно впечатлительных просьба пропустить эту строчку или держаться за стул) – до восьмисот долларов!
Но вернемся к музею. Здесь же вы сможете познакомиться или освежить в памяти внешний вид этикеток, которые «презентовали» лидский продукт в разные годы. И много-много еще интересного.
К слову, именно на рецепции все желающие смогут записаться в экскурсионную группу для прохождения исторического маршрута 19 сентября.
В холле нас приветствовал генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис. Он рассказал, откуда появилась идея проведения фестиваля.
– Мы очень большое внимание уделяем истории. Последние годы велась серьезная работа: мы собирали материалы и предметы, рассказывающие о развитии пивоварения в Лиде, выпустили книгу. И сейчас мы с уверенностью можем сказать, что Лида – это особое место для пивоварения. Мало кто знает, но это единственный город, где когда-то было три пивоваренных завода! Маленький факт: в 1910 году два завода в Лиде делали 5 миллионов литров пива в год, в то время как в Минске – меньше трех. Амбициозно, но правдиво: Лида – центр пивопития и пивопроизводства. И фестиваль – это скромная попытка подчеркнуть это, – отметил Аудриус.
Назвав фестиваль скромной попыткой, Аудрис, конечно, поскромничал. Это вы поймете сами.
После знакомства с музеем, нас, приодев, повели по территории предприятия, показав новый варочный цех.
Ну, и что, что нелепо? Техника безопасности для всех одинакова.
А это будущая улица Пивная, расположенная прямо на территории предприятия. Сейчас идет ее регистрация. Улица обещает быть самой короткой не только в нашем городе, но и в Республике. Вести она будет к музею пивоварения. Откроется, он, предположительно через года 2-3.
Настало время отправляться в путь. Возле предприятия нас встречали «гиды из средневековья». Интересный и многоговорящий факт: по историческому маршруту группы туристов будут вести люди, которые прошли перед этим специальное обучение, сдав экзамены по истории пивоварения исключительно на 10 баллов.
А вы знали, что возле Лидского пива растет хмель? Лично я с этим растением повстречалась впервые.
Второй, после предприятия, остановкой был Архистратиго-Михайловский собор.
Вернее, лужайка возле него. Это место примечательно тем, что именно здесь (или около) в Лиде когда-то были построены первые два пивоваренных завода. Вот и я не знала. Гербы этих заводов пока были представлены на стендах, но к фестивалю, как обещают организаторы, они станут материальны. Проще говоря, в Лиде появится на два памятника больше.
Дальше путь лежал еще на одну лужайку. Оговорюсь, это остановка была сделана исключительно для журналистов, в программе маршрута 19 сентября ее не будет (вот она еще одна привилегия нашей профессии!).
Здесь открылась тайна: пиво – это не только «чтобы попить», но и «выглядеть красиво», так как является древнейшим косметологическим средством. В режиме нон-стоп девушка-косметолог смешала в колбе чуть-чуть того, чуть-чуть этого – и получился крем для рук. Я не удержалась, чтобы не протестировать его. Увлажняет!
Далее все отправились на центральную площадь, которая раньше было «рыночной». «Панове, прошэ!» – зазывали нас очаровательные девушки.
Гиды сразу же объяснили, почему красавицы говорят на польском и как накрытый закусками стол рассказывает об истории пивоварения. Рассказала бы об этом вам и я, но 19-го сентября вы сможете узнать об этом сами. А, может, сами догадаетесь? Подсказка: в меню были жареные луковые кольца, гренки с селедочным паштетом, сушеная рыбка… М-м-м-м…
На углу Ленинской и Советской нас ждал бондарь. Не просто так, конечно же. Здесь туристам расскажут-покажут, как раньше хранили пиво. Возможно, даже разрешат забить несколько гвоздей. И вот еще удивительный факт: где-то здесь в свое время находилась одна из таверн, открытых Пупко.
А еще узнаете, для чего раньше служили эти милые штучки, которые сегодня используются как подставки под стаканы.
И кто сказал, что журналист тяжелее ручки в своей жизни ничего не держит?
Одна из достопримечательностей Лиды – лев с ключами. Здесь нам воссоздали момент введения Магдебурского права.
На этом перекрестке находилась когда-то первая пивная, где пиво продавали не только оптом, но и в розницу.
Вот такой получился маршрут. Занял он где-то два часа. Было ли интересно? Да. Познавательное? Однозначно. Рассказала ли я все, что увидела-узнала? Нет. Не хочу лишать вас удовольствия почувствовать себя первооткрывателями… Пройдусь ли я по нему 19-го сентября? С удовольствием, только бы время было.
Уверена, понравится этот маршрут и туристам из других городов. Коллеги, например, одобрили. Хорошие впечатления у них остались от самого города, посещения Лидского замка. Они фотографировались на фоне местных достопримечательностей, веселились и обещали вернуться.