До Австралии лидский эксклюзив не доехал, а так есть везде!
22 Июля 2022
5398
Как и вкусы, о которых не спорят, направления и хобби у всех разные: кто-то нашел себя в соломоплетении, кто-то занимается мыловарением или делает керамическую посуду, а кто-то шьет кукол Тильд и мягкие игрушки. Все это многообразие ремесленнической деятельности очень часто можно увидеть на персональных выставках. Нынешний месяц также не стал исключением. В отделе ремесел и традиционной культуры с недавнего времени экспонируются работы лидчан Андрея и Елены Ковалевых Посмотреть на уникальные изделия творческой семьи однозначно стоит. Ведь «инвестиций» в виде труда в каждую из них вложено немало.
Понятие творчества, как ни крути, у каждого человека разное. Будни супругов наполнены не только семейными хлопотами, но и постоянным поиском новых идей для новых удивительных проектов. И так продолжается на протяжении многих лет. Андрей занимается резьбой по дереву, а Елена… Вот с очаровательной ремесленницей немного сложнее, потому что она пробует себя буквально во всем: изучает различные техники, не боится экспериментировать.
– У нас в семье все увлекались резьбой по фанере. Мне это занятие тоже нравилось. А когда учился в школе, более серьезно заинтересовался резьбой по дереву. Одноклассники меня называли не иначе, как Ковалем. Даже не по имени. Тогда направил мои способности в нужное русло учитель труда, за что ему благодарен. Он научил многому, в том числе и обращаться с деревообрабатывающими станками. Первая работа, которую до сих пор храню, – «Девушка с лошадью». А потом, уже в 7 классе, мама познакомила меня с лидским художником. Тогда стал заниматься еще и живописью, готовился к поступлению в ВУЗ.
С юности захватило творчество и Елену. Ее вдохновителем была мама, учитель математики, которая в свободное время вышивала гладью и крестиком. По словам женщины, эти техники чем-то напоминают живопись на холсте, ведь мастер выполняет стежок подобно тому, как художник пишет картину. Они дарят свободу действий, заинтриговывают, поэтому так популярны и сегодня. Но это немного забегая вперед.
А познакомились будущие супруги, уже являясь учащимися Бобруйского художественного училища. Потом у Андрея была армия. Поженились молодые люди, когда парень поступил на первый курс Витебского государственного педагогического института. Поначалу было сложно, но со всем справились. Андрей много времени проводил в мастерской ВУЗа, оттачивал свои навыки, совершенствовался как мастер. Работы из дипломного проекта лидчанина до сих пор украшают экспозиции музея данного учебного заведения. Их никто так и не смог повторить. Сложная работа, на которую ушел целый год, оказалась решающей в его судьбе. После этого Андрей создавал один шедевр за другим. Про таких обычно говорят: «Творчество захватило всецело».
По словам супругов, ручная работа была и будет востребована. Когда ремесленник трудился в Москве, пользовались популярностью мебель и лестничные марши. Тогда плоды резного труда заинтересовали журналистов телеканала «Мир», и о лидском мастере даже сняли передачу. Со временем на смену дереву пришел металл. В настоящее время большие, долгосрочные заказы стали редкостью. Поэтому акцент в работе все чаще делается на предметы декоративно-утилитарного назначения, в основном на посуду из дерева.
– Хорошо приобретают сувениры: вазы, тарелки, доски из дерева – россияне, поляки, литовцы, – держа в руках необычной формы конфетницу, говорит Андрей. – Согласитесь, в каждом изделии есть что-то магическое и притягательное: необычная текстура, занимательная форма, иногда подсказанная самой природой. Безусловно, каждое дерево обладает уникальным характером, и задача мастера – увидеть в его основе смысл, донести его в нужном образе до людей.
В своих изделиях мастер использует разную древесину. В его мастерской воздух наполнен ароматом смолы, приятным запахом свежей стружки. Ремесленник отдает предпочтение таким породам дерева, как груша, дуб, ясень, акация, липа. Был даже амарант – бразильское дерево, которое благодаря своей текстуре и цвету идеально для производства уникальных изделий. Оттенки этой древесины могут колебаться в ядре от пурпурно-лилового до насыщенного фиолетового. Кроме всего прочего, данный вид дерева прекрасно ведет себя в процессе сушки, он не меняет изначальной формы, не раскалывается, не теряет в объеме по причине усыхания.
– Он всегда видит дерево и предполагает, какая форма может получиться в итоге. Уверена: посуда из дерева не утратит актуальности и через десятки лет, потому что сохраняет тепло рук и сердца ее создателя, – подметила Елена.
Так сложилось, что пока в доме супругов можно увидеть немного работ, сделанных их руками. В целом, по пальцам пересчитать можно. Сами герои статьи признаются: «Мы как сапожники без сапог. Еще в начале мая весь дом был заполнен свежими изделиями, а уже к концу месяца остались единичные экземпляры. И так из года в год».
– Я вижу, что среди работ очень много игрушек, есть вышивка, – обращаюсь к Елене. – Популярны ли они у туристов и местных покупателей?
– Все мои куклы сделаны только из натуральных, гипоаллергенных материалов (акрила, хлопка). А это очень важно, ведь с этими игрушками впоследствии будут играть дети. А еще в каждую работу вложена частичка моей души, настроения, положительной энергетики. Сегодня проследить географию работ семейного тандема практически невозможно. Фактурные вазы, блюда, чаши, игрушки, вышивка разошлись по всему свету. Есть они в Канаде, США, Израиле, Италии, Австрии, Эстонии, Литве, Латвии, Польше. Супруги шутят: «Только до Австралии лидский эксклюзив не доехал, а так есть везде!»
– Глядя на вас, понимаешь: ваш дом – полная чаша. А сложно ли ужиться вместе двум творческим людям? – не могу не задать вопрос.
– Творческие споры… Так сложилось (и в этом, конечно, нужно благодарить случай), что мысли и вкусы у нас совпадают. Но что кривить душой: споры все же случаются. Правда, быстро сходят на нет. Мы часто советуемся друг с другом – и это очень важно, когда под одной крышей живут два ремесленника со стажем, – заметила Елена.
– Сегодня ремесленный промысел занимает достойное место рядом со многими сферами труда. Благодаря творчеству мы открыты для мира, для окружающих, – уверены супруги. – Приятно, когда наши работы делают людей счастливыми, ими любуются, а нас знают и узнают. Не это ли самое главное для мастера сегодня, итог его кропотливого труда, его заслуга?
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.