Рукоделие для души, или Почему за покрывалами из Песковцев в Казахстане стояли очереди
Ванда Дорош – коренная жительница агрогородка Песковцы. Семидесятилетняя женщина известна в округе как ткачиха. Причем увлечение данным видом народного искусства не связано с преемственностью поколений. Ткать замысловатые узоры она научилась в годы своей юности у соседки. Технику помнит до сих пор. И в разговоре с корреспондентом «Лідскай газеты» признается: если бы позволяло здоровье, рукоделием занималась бы и сегодня, как говорится, для души.
– В советские времена в каждой деревне имелись свои ткачихи, и очень хорошие, – вспоминает Ванда Иосифовна. – Только здесь, в Песковцах, насчитаю более десятка. У всех были свои кросна (так назывались ручные станки), на которых ткали из льна или шерсти рушники, скатерти, покрывала, перебиранки. У меня тоже был свой станок – легкий, из клена. Этим, наверное, и нравился. Он и сейчас находится в доме, как память о былых временах. И до сих пор в рабочем состоянии.
– Сложно ли было подобрать узор будущего изделия? ведь журналы появились значительно позже, – интересуюсь у мастерицы.
– Орнамент, цветовое сочетание каждой вещи заимствовали друг у друга, иногда подбирали сами, – отвечает героиня статьи. – Первоначально узоры были незамысловатые, как и сочетания цветов: черный и красный, черный и желтый, черный и зеленый (тут женщина указала на кресло, застланное покрывалом, сотканным ее руками. – Прим. авт.). Ткали и полосатые перебиранки, и перебиранки с геометрическими фигурами, потом появились более современные – с богатыми цветочными композициями из ярких нитей.
В наши дни процесс изготовления домотканого покрывала кажется для нас, современных городских жителей, сложным, трудоемким. Но для такой мастерицы, как Ванда Иосифовна, работа за кроснами считалась обычным домашним занятием, позволяющим в конечном итоге соткать изделие высокого качества, как говорится, «на века». Причем пользовались работы местных мастериц большим спросом не только в белорусских городах, но и в соседних советских республиках. Как заметила женщина, за песковскими покрывалами в Казахстане стояли очереди.
– В восьмидесятые годы я и другие ткачихи деревни Песковцы работали на гродненскую артель, – вспоминает Ванда Иосифовна. – Работали официально, и это приносило хоть и небольшой, но все же ощутимый достаток в семью. Раз в месяц нам привозили шаблоны узоров, разноцветные нити, и мы на дому ткали покрывала. Сколько за четыре недели соткешь, столько и денег заработаешь. В среднем получалось у кого больше, у кого меньше, но обычно – четыре-пять штук.
Занимаясь ткачеством, колхозной работой и домашним хозяйством, женщина находила время и для другого рукоделия: любила вышивать крестиком и вязать. На стенах комнаты я заметила многочисленные работы, аккуратно помещенные за стекло в рамочки. Здесь и пастух с цыганкой, и Аленушка из известной народной сказки, и цветочный натюрморт – красивые панно, способные украсить не только дом в деревне, но и современную городскую квартиру.
– Я и многие мои односельчанки очень любили вышивать крестиком, – замечает рукодельница. – Работы, которые вы видите на стенах комнаты, лишь небольшая часть домашней коллекции. Для всех просто не хватило места.
Изделия песковской мастерицы сегодня аккуратно хранятся в домашнем шкафу. Глядя на них, глаз не нарадуется. Замечательные покрывала, которые пришлось подержать в руках, не только память о былых трудовых буднях Ванды Дорош. Это еще и настоящая история, созданная руками одной мастерицы.