«Авессалом. Начало». Начинающий писатель издал книгу с помощью народного финансирования
Лидчанин Виталий Радченко доселе был известен широкому кругу людей как музыкант и радиоведущий. Однако в сентябре прошлого года его фамилия зазвучала в качестве начинающего писателя. Виталий организовал масштабную кампанию и впоследствии успешно издал свой первый роман «Авессалом. Начало» с помощью краудфандинга – народного финансирования. В интервью «Лідскай газеце» автор рассказал об этом нестандартном методе по сбору средств, а также о препятствиях, возникших в процессе издания книги. В итоге беседа приобрела основную мораль: нужно не только творить, но и уметь продвигать свои тексты.
– Лично я до этого знал тебя как музыканта и радиоведущего. Откуда взялась идея попробовать себя в роли писателя?
– Мне кажется, что у многих творческих людей рано или поздно возникает желание что-то написать. Как-то я шутки ради сочинил небольшую, полностью выдуманную юмористическую биографию своей музыкальной группы «LongWay». Мне очень понравился сам процесс. Затем судьба меня свела с одним интересным человеком по фамилии Ангел. Эмиль Ангел был одержим созданием сценария для белорусского сериала и заразил меня этой идеей. Написали несколько серий, предложили творение продюсерам, но… видимо, пока не время. Работу над проектом мы приостановили, однако чуть позже, с позволения Эмиля, я решил продолжить его, но уже в виде романа. Собственно, именно этим занимался на протяжении нескольких лет. Не так давно успешно работу завершил.
– Получается, что идея была совместной?
– Начинающему писателю очень трудно придумать что-то уникальное, создать особый мир людей, вовлеченных в определенные действия. Я не уверен, что смог бы один придумать все это. Возможно, все завершилось бы небольшим рассказом, набросками «в стол». Однако, работая над сериалом, мы вместе с Эмилем придумали мир людей, систему их взаимоотношений, что впоследствии стало основой для моего произведения, заложили некую базу. А что касается книги, то писал я ее один.
– Фэнтези предполагает большое поле для воображения автора. Предположу, что начинающему писателю проще начинать именно с такого жанра. Или же изначально душа лежала к этому направлению литературы?
– Во-первых, «Авессалом. Начало» – это не совсем фэнтези. Я бы сказал, что произведение написано в жанре городской мистики. Когда говорят «фэнтези», возможно, сразу представляются драконы, гномы, колдуны. Этого в моей книге нет. Но там действительно присутствуют бессмертные силы, герои, которые ведут свою борьбу на протяжении нескольких тысячелетий. Согласен, что в подобных жанрах начинать писать проще. Недостаток литературного профессионализма можно всегда компенсировать богатой фантазией. Не знаешь, как выбраться из ситуации? Тогда можешь написать, что из стены откроется портал и оттуда что-то выскочит. Не скрою, такими приемами я и сам иногда пользовался. Во-вторых, мне очень нравятся сказки, еще с детства.
– Понятно, что многие сами захотят сами прочесть книгу. Но можно вкратце рассказать, о чем она?
– Скажу так. Давным-давно в бесконечно удаленном от нас месте Силы Света... облажались. Они прозевали появление в том мире некого злобного существа, которое обманом захотело власти, а когда опомнились, было практически поздно. Силы Света попытались исправить упущение, но, как это часто бывает в книгах, что-то пошло не так. В итоге от греха подальше они это существо, заключенное в некий Сосуд Времени, а также всех свидетелей тех «разборок», депортировали на Землю. Очутившись здесь, герои как-то устраивают свою жизнь. Кто-то обыденно, а кто-то начинает плести интриги, вмешиваться в обычный уклад землян. Вместе с тем Силы Тьмы ищут Сосуд Времени с заключенным в нем мрачным существом, а также человека, Единожды Рожденного, который может указать место, где скрывается сосуд. Именно этот человек объявился в Минске во время действия моей книги. При этом в книге нет никакого пафоса, присущего фэнтези с драконами и колдунами. В ней все построено на обычных человеческих свойствах: бессмертные герои ошибаются, влюбляются, делают глупости. Но именно людям приходится исправлять их ошибки.
– На обложке книги изображен главный герой?
– Да. Говорят, он похож на меня, но это не я. По какой-то причине художник, работавший над обложкой, изобразил его именно так.
– Помимо финансовых вопросов, какие еще препятствия стоят перед начинающим автором при издательстве своей книги?
– Вообще, это тема для отдельного интервью, так как препятствий – миллион. Но все из них можно преодолеть. Начнем с того, что твое произведение, по сути, никому не нужно. Издательствам неинтересно работать с начинающими писателями. Думаю, что именно из-за этого многие авторы, при отсутствии свободных денег, которые можно вложить в издание книги, попросту забрасывают свое дело и больше не возвращаются к нему. Есть варианты, как выбраться из этой ситуации. Можно поучаствовать в каких-либо литературных конкурсах. Я же нашел другой путь и воспользовался им. Узнал, что в Беларуси открылась краудфандинговая площадка ulej.by (краудфандинг – народное финансирование, от англ. сrowd – «толпа», funding – «финансирование»). Именно там я попросил помощи у людей. В своем обращении сказал: если проект вам интересен, можете перечислить определенную сумму на издательство книги. Когда книга будет напечатана, я ее вам подарю. Эта кампания оказалась успешной, хотя не многие в нее верили. Многие открыто писали: это чушь, никто ни копейки не даст, тем более у нас в стране кризис. Но, как видим, кризис был «в головах»: деньги собраны, книги напечатаны.
– Наверняка помог большой круг знакомств? Все-таки в своей рабочей сфере ты – личность известная.
– Возможно, это помогло. Но я подобного не стесняюсь, все знакомства были наработаны собственным трудом. Не скрою, эти факторы учитывал, когда начинал кампанию по сбору средств. В то же время открыто говорил людям, что книг никогда ранее не писал, но сочинял песни и у меня есть определенные успехи в этом. То есть я умею добиваться своих целей. Считаю, именно это и сыграло роль. Однако нельзя отрицать, что у общественности, и у молодежи в частности, ныне имеется повышенный интерес к белорусской литературе. Тем более недавно Нобелевскую премию получила Светлана Алексиевич. Причем имеется не только интерес, но и желание поддержать других, что я и ощутил на себе. Отмечу, это писатели должны понимать: нужно не только хорошо писать, но и уметь продвигать свои тексты.
– В какую сумму обошлось издание книги?
– Информация была доступна общественности. С помощью краудфандинга я собрал тридцать миллионов. Суммы хватило на тираж в 499 книг. В этой цифре ничего особого нет, просто издержки получения лицензии. Естественно, пришлось вложить и собственные деньги, а после искать варианты издания романа максимально бюджетно. В этом помог Интернет. Я понимал, что достаточно опасно заключать сделки через Сеть, но пришлось рискнуть. В итоге предпечатную обработку делал в питерском литературном агентстве «Неформат», а книгу печатал в московском издательстве «Перо». Искал самый надежный и недорогой вариант. Если кому-то интересна более подробная информация, готов поделиться ею. Меня запросто можно найти в социальных сетях. Была возможность напечатать книгу в одном из минских издательств, но там захотели править текст романа. Пришлось отказаться. Возможно, поступил эгоистично, но я достаточно серьезно и долго относился к каждой сцене, поэтому не мог позволить сторонним людям что-то менять.
– Знаю, что ты подарил несколько экземпляров романа лидским библиотекам. А где книгу можно купить?
– Я заключил соглашение с ОАО «Белкнига», поэтому роман продается во многих книжных магазинах страны, в том числе и в Лиде, в «Книжном мире». Кроме того, смог договориться с Интернет-площадкой literatura.by. Заказать роман можно на этом сайте, и его доставят в любую точку Беларуси. Если же кто-то не желает тратить деньги на книгу начинающего писателя, ее можно прочитать бесплатно, взяв в библиотеке. Это справедливо.
– «Авессалом. Начало». Я так понимаю, будет еще и продолжение?
– Над ним я уже работаю.