Эдгард Запашный: «Запашные – не только брэнд, но и огромная ответственность»
Не так давно рядовая поездка в Минск по личным вопросам обернулась для меня приятной неожиданностью. Навещая коллегу, в его офисе столкнулся лицом к лицу с известным российским дрессировщиком, генеральным директором Большого Московского государственного цирка Эдгардом Запашным. Благо, в плотном рабочем графике артиста нашлось свободные полчаса, которые он согласился потратить на незапланированное общение с журналистом «Лідскай газеты».
– С одной стороны, кажется, что легко продолжать семейное дело, ведь оно уже кем-то начато и не нужно вливаться в профессию, с нуля. С другой – тяжело, так как необходимо держать марку, престиж. Что думаете об этом вы? Тяжело ли быть обладателем фамилии «Запашных», представителем династии?
– На самом деле, быть Запашными не так легко, как многим может показаться. Да, нам с братом очень повезло, что мы родились с такой фамилией – Запашные, но это не просто фамилия, за ней столетняя история известной династии. Конечно, это дало определенный толчок, но подтолкнуло к еще более усердной работе. За нашей популярностью стоят труд, огромная любовь к делу и желание двигаться вперед. Мы все время помнили, что хотим стать не только уважаемыми в мире цирка артистами, но еще и публичными людьми, к которым прислушиваются, чье мнение авторитетно, поэтому стали всерьез воспринимать такие слова, как пиар, продюсирование. Да, сегодня Запашные – брэнд, но это и огромная ответственность, люди нам доверяют, они знают, что наши представления – это, в первую очередь, качество, поэтому мы понимаем это и не расслабляемся. Мы работаем абсолютно для каждого зрителя в зале – вне зависимости от возраста или ряда, на котором он сидит.
– Были ли во время карьеры такие моменты, когда вы жалели о том, что пошли по семейным стопам?
– Знаете, в детстве у нас не было выбора кем быть. Мы родились, как говорят в цирковом кругу, «в опилках», то есть практически на манеже, и папа намеренно делал из нас артистов. Цирк – наш мир. Он требует огромных вложений: труд, здоровье, риск, ведь на арене люди порой теряют жизнь! И все же, это великое искусство, которое шагает через столетия и продолжает удивлять, поэтому я искренне считаю себя счастливым человеком. И не вижу надобности в поисках альтернативы, ведь, если бы родители принудили меня чем-то заниматься, а я через определенное время осознал, что мне это не интересно, я бы искал иной путь в жизни. Отец передал нам все то, что умел. Это стало мощным фундаментом, который дает возможность развиваться дальше гораздо более стремительно, чем другие люди.
– А были случаи, когда во время выступления что-либо угрожало вашей жизни или жизни вашего брата?
– Каждый выход на арену это риск, не важно в каком жанре ты выступаешь. Именно поэтому цирк – живое искусство, оно создается здесь и сейчас, на ваших глазах. Мы работаем с хищниками и надо понимать, что это тигры и львы, и что они представляют собой опасность. Да, был случай, от которого мне до сих пор не по себе. Однажды в Будапеште, в 2001 году, моего брата во время исполнения трюка ударила по лицу тигрица. У него потоком хлынула кровь. Аскольд был вынужден уйти из клетки, и я завершал представление один. Не представляя себе, насколько тяжела его рана, жив ли он еще. В тот момент мне было страшно от мысли, что больше могу не увидеть брата. Эти десять минут на арене были не самыми лучшими в моей жизни.
– Вы являетесь директором цирка, продюсером и продолжаете активно выступать в качестве артиста. Сложно совмещать творческую и руководящую деятельность?
– Не знаю как, но во мне уживаются две роли, возможно, сказывается воспитание. Все же я сын своих родителей, и они смогли мне дать то, чем я сейчас обладаю. Я всегда равнялся на людей, которые успевают очень много: Юрий Никулин, Арнольд Шварценеггер, Майкл Джексон... Они проявляли себя в разнообразных, но всегда ярких амплуа. Если говорить про мою занятость, я, действительно, и продолжаю свою артистическую карьеру, и директорствую, но знаете, чем меньше у меня свободного времени в графике, тем большее удовлетворение я чувствую. За последние пять месяцев у меня не было ни одного выходного и это здорово: я понимаю, что занимаюсь тем, что очень люблю.
– Предположу, что в Минске вы находитесь не случайно…
– Помимо того, что сейчас готовится большой новогодний проект для стадиона «Лужники» в Москве, мы параллельно работаем над шоу «Цирк с другой планеты», которое с 1 по 5 января приезжает в белорусскую «Минск-Арену». Это уникальный проект, который перевернет отношение зрителей к традиционному цирку. Баланс искусств, новейшие технологии, лазерные инсталляции, путешествие через пространство и время – все это станет реальностью. Только представьте, под сводами «Минк-Арены» появится настоящая летающая тарелка, более 11 метров в диаметре, а на борту «представители внеземной цивилизации». Зрители увидят «сверх людей», роли которых исполнили: обладательницы звания «самых высоких девушек в мире» – сестры Титченковы, выйдет на арену и победитель проекта «Минута славы» Виктор Кочкин. «Цирк с другой планеты» – это огромное количество невероятных трюков, к тому же в Минск впервые приедут и артисты Большого Московского цирка. «Минск-Арена» огромная площадка, но мы специально ее выбрали, чтобы дать возможность приехать и зрителям из регионов. Поэтому буду рад увидеть в зале и жителей Лиды. Думаю, это прекрасная возможность встретиться всем вместе в новом году.
Досье «Лідскай газеты»
Эдгард и Аскольд Запашные – потомственные дрессировщики. Отец – легендарный дрессировщик Вальтер Запашный, мать – Татьяна, работала ассистенткой мужа. На манеже братья с 12 лет. Помимо укрощения львов и тигров, в том числе редких «альбиносов», умеют ходить по канату, жонглировать, дрессировать обезьян, выполнять трюки на лошадях. Написали несколько книг: «Как мы дрессируем собак» и «Камелот». Народные артисты России, дважды рекордсмены «Книги рекордов Гиннесса», обладатели призов «Золотой лев» и «Золотая тройка», лауреаты национальной премии «Циркъ» и приза «Золотой медведь – 2008».