В Лидском музее проходит «смелая» выставка картин (фото)
«Белый» зал Лидского историко-художественного музея на своем веку повидал разных художников, реалистов и сюрреалистов, импрессионистов и авангардистов, портретистов и пейзажистов. Но имя лидчанина Петра Тимофеева, чьи работы сегодня экспонируются в музее, хочется поставить в этом списке отдельно. Про творчество таких, как он, еще говорят: «У него свое лицо, не похожее на другие». Но быть не похожим на других – еще не самое главное достоинство. Главное стоит в вопросе: «В чем?». Ответ кроется в самой экспозиции, уже название которой возбуждает любопытство, – «Драматичность среднего плана. Время живых».
Кто они, эти живые и такие дорогие сердцу художника? В основном – музыканты, чьи имена стали легендами. С полотен смотрят Джон Леннон, Риччи Блэкмор, Мик Джаггер, Оззи Осборн, Роберт Фрипп и с десяток других известных, до сих пор будоражащих кровь молодежи 80-х исполнителей. Понятно, портреты не писались с натуры, но у автора получилось очень точно передать особенности характера и харизму каждого. И это не просто срисовывание рисунков или плакатов. Петр Тимофеев добавил в каждую работу едва уловимое свое собственное отношение к той или иной персоне.
Длинные и небрежно-лежащие волосы, темные очки, джинсовая куртка, футболка, джинсы, ковбойские ботинки… Кажется, что Петр Тимофеев и сам только что сошел с одного из своих полотен. Но за всей этой брутальностью скрывается человек ищущий, тонко реагирующий и переживающий происходящее вокруг. Он не в силах повлиять на ход событий, но он может о них рассказать… посредством карандаша и красок. В своих работах художник также затрагивает неудобные для прошлого столетия темы ГУЛага, Холокоста, запретов советского периода.
Но меня, как рядового зрителя, больше впечатлила другая смелость. На выставке представлено очень много обнаженных женских тел. В некоторых картинах жанр «Ню» едва не выходит за рамки художественного, превращаясь в вульгаризм. И тем не естественнее и даже провокационнее кажется появление в экспозиции работ, посвященных Иоанну Павлу II. Они «стоят» отдельной серией. В них нет и намека на атеизм или некое сомнение в реальности существования Бога. Как признался сам Петр, он человек глубо-верующий и почитающий Понтифика за его сильную индивидуальность.
Посещение выставки оставило довольно противоречивые ощущения. С одной стороны, таких ярких, неординарных и настоящих работ я еще не видела. С другой – создалось впечатление, что вся экспозиция – это своего рода архивация памяти. Художник не просто пытается удержать прошлое, а до сих пор им живет. Петр Тимофеев называет изображенных на его картинах людей личностями и отрицает существование таковых сегодня.
Противоречивое впечатление осталось и от знакомства с самим автором. Когда он говорит, хочется слушать. Когда замолкает – оспорить только что услышанное. Петр Тимофеев жестко критикует современную молодежь, характеризуя ее как «духовно бедную» и «не дополучившую должного творческого воспитания». Тем не менее, желания хоть как-то восполнить эти пробелы, у него нет. Художник называет Пантифика «великим человеком» и тут же добавляет «победившим коммунизм». То есть в первую очередь он признает его лидерские качества, а не святость.
Лично для меня Петр Тимофеев – бунтарь, у которого есть только своя правда. Соглашаться с ней или ставить под сомнение – личное дело каждого. Рассчитан ли этот автор на массового зрителя? Однозначно, нет. Стоит ли потратить время и посетить его выставку? Однозначно, да. Потому что в своих работах Петр Тимофеев не врет, а честно рассказывает об «эпохе железного занавеса»… хотя и несколько односторонне.
Несколько фактов о художнике Петре Тимофееве:
- Родился и живет в Лиде.
- В 2004 году Петр Тимофеев принимал участие в выставке коллективного творчества «Трохкутнік»; в 2011-ом в Лидском историко-художественном музее экспонировалась первая его персональная выставка «Портреты музыкантов», которая вошла в проект «Ночь в музее».
- У Петра есть задумка написать портреты представителей четырех конфессий.
- Художник сегодня изучает историю северо-американских индейцев, чтобы в последствии сделать серию тематических картин.
- Работы Петра Тимофеева есть в частных коллекциях в Германии, Англии, Украине, Литве, России.
- В день открытия выставки «Драматичность среднего плана. Время живых», 4 июня, Петру Тимофееву исполнилось 49 лет.