Смена спортивного гражданства: как к этому относиться
Заявление депутата Государственной думы России Романа Терюшкова по вопросу смены спортивного гражданства сенсацией не стало. В спортивных кругах на неформальном уровне давно обсуждается этот вопрос, как одно из решений санкционных проблем в отношении российского и белорусского спорта.
Но сама постановка вопроса Романом Терюшковым, который приравнял смену спортивного гражданства к измене родине не оставила даже малейшего зазора на обсуждение этой темы - либо "за", либо "против предложения Терюшкова. Но продолжения дискуссии не получилось. Оппонентом депутата Терюшкова оказался не кто-нибудь, а его коллега по российскому парламенту трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина.
Ее комментарий был ясным и предельно жестким: «Очередная глупость! Как министр он дальше комплекса ГТО не прошел. А тут про выступление за сборную. Взять, например, теннисистку Рыбакину, которая до 2018-го была гражданкой России, но сейчас выступает за Казахстан — это дружественная нам страна. И что теперь ее уличить в гоcизмене?! Человеку больше нечем заняться. Это абсолютно безграмотное и популистское заявление!»
Тягаться с Родниной себе дороже. Полный спортивный титул Ирины Константиновны достаточно длинный: трехкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира, одиннадцатикратная чемпионка Европы. Роднина - мега-звезда не российского, а мирового масштаба. По этому показателю она делит первенство с легендарной норвежкой Соней Хени, которая трижды побеждала на Олимпиадах в 30-е годы прошлого века и десять раз становилась чемпионкой мира. Хени шесть раз побеждала на чемпионатах Старого света, но этой разницей можно пренебречь - чемпионаты Европы по фигурному катанию стали проводиться только в начале 30-х годов. Медальный рекорд Родниной может быть побит в ближайшие пятьдесят лет только при условии радикальных изменений в этом виде спорта - введении, как в спортивной гимнастике соревнований по отдельным видам - прыжкам, вращениям и так далее. Введение в 2014 году командных соревнований говорит о том, что все это вполне возможно. Но это будет победа над цифрами, а не над достижением Родниной. Ирина Роднина не просто титулованная спортсменка и чемпионка. Она - эпоха в своем виде спорта, а любая эпоха неповторима и дается только один раз.
Почему я об этом так подробно пишу? Здесь есть два обстоятельства. Первое состоит в том, что в российском фигурном катании, как в никаком другом виде спорта, в концентрированном виде представлен весь драматизм сложившейся ситуации после введения санкций в отношении российского и белорусского спорта. Для России фигурное катание - "наше все". Первый чемпионат мира по фигурному катанию состоялся в Санкт Петербурге в конце ХIХ века в 1896 году. Первым олимпийским чемпионом (единственным до 1952 года) был фигурист Николай Панин-Коломенкин. Для России фигурное катание часть национальной культуры. В последние полвека мировое фигурное катание своим развитием обязано России.
На самом деле сегодня ситуация в отношении российского и белорусского спорта - это разговор не о санкциях. Это разговор о планомерной и тщательно продуманной стратегии уничтожения российского и белорусского спорта. Как самый короткий анекдот выглядит факт того, что российские судьи по фигурному катанию не сдали квалификационные тесты. Это, к слову сказать, все бывшие фигуристы. Уровень понимания фигурного катания в России на сегодня таков, что российские спортивные журналисты, пишущие о фигурном катании, дадут фору большинству специалистов, сидящих за судейскими столиками.
Международный союз конькобежцев (ISU), выполняющий рекомендации Международного олимпийского комитета, оказался в очень сложной ситуации. Уровень интереса к официальным чемпионатам падает, а с ним падают и доходы телетрансляций. Чемпионаты Европы давно превратились в проходные турниры. Уровень и накал страстей чемпионатов России на порядок выше европейских. Та же тенденция наметилась и с чемпионатами мира. Можно было бы все это списать на ковид, но последний чемпионат мира в Монпелье, прошедший без российских фигуристов, доказывает обратное. В двух видах - парном катании и женском одиночном разряде - мировое первенство смотрелось жалко. Оно было больше похоже на турнир «на призы двадцать пятой бани». Если такой порядок вещей в мировом фигурном катании сохранится еще пару лет, то просматривая чемпионаты мира мы будем сравнивать по техническому уровню его участников с участниками "Ледникового периода" Ильи Авербуха.
Позиция ISU удивительна и по-детски наивна. Никто в международной федерации не может ответить на сроки введенных санкций. Они не могут объяснить и их суть. И в это же самое время просят поспособствовать переходу ведущих фигуристов в сборные команды других стран. При этом никто из международных чиновников не берется ответить на вопрос: кто в этом случае будет финансировать подготовку спортсменов? Своих денег у ISU "кот наплакал" - хватило бы на зарплаты, командировки и прочие житейские радости многочисленной челяди чиновников этой организации.
О согласии финансировать спортивных эмигрантов из российской фигурной сборной федерации фигурного катания стран-потенциальных хозяев для российских фигуристов - также ничего не слышно. Они вообще понимают, сколько стоит оплата тренера, хореографа, медицинское сопровождение, страховки и так далее. И это не говоря о годах, затраченных на подготовку олимпийцев. Сегодня большой спорт это не большие, а огромные деньги. Неужели кто-то думает, что Федерация фигурного катания России будет финансировать спортсмена, который будет выступать под флагом другой страны. А как отнесутся ко всему этому сами спортсмены? Смена спортивного гражданства - это не смена представительства страны в анкете. Это смена образа и места жительства, привычного круга общения.
Надо честно признаться, что в этом вопросе нет хороших решений. Это касается всех видов спорта. Если кому-то из спортсменов для продолжения карьеры придется сменить спортивное гражданство, не будем судить за это строго. Большой спорт - это большая жертва со стороны спортсменов и высочайшие риски. Потенциальные задатки в других областях деятельности остаются нераскрытыми - активное время занятий спортом приходится на школьный период обучения. Спортивный век очень короткий. В спорте нужно не только уметь показать результат, но и вовремя уйти. Когда и как? На этот вопрос ответа не знает никто. Это самый драматичный момент в жизни любого спортсмена. И эта личная драма многократно возрастает, когда по независящим от спортсмена причинам он не смог достичь того, на что был способен. Сегодня кубинского прыгуна в высоту Хавьера Сотомайора вспоминают, как обладателя действующего рекорда мира - 2 метра 43 сантиметра. Он был сильнейшим в трех олимпийских циклах, но смог выступить на Олимпиаде только один раз в 1992 году в Барселоне, где он стал чемпионом. Игры в Лос-Анжелесе и Сеуле кубинская сборная бойкотировала. Сотомайор должен был стать эпохой в легкой атлетике, но этому помешала политика.
Сегодня единицам удается продержаться на высшем уровне два олимпийских цикла. И если мы увидим своих спортсменов, выступающих под флагом Новой Зеландии, Австралии или другой страны, то мы все равно будем знать и помнить, что это наш спортсмен, который «в силу обстоятельств» должен выступать под флагом другой страны.
Спортивным руководителям России и Беларуси, помимо наращивания внутренних турниров, стоит добиваться по минимуму участия спортсменов наших стран в международных соревнованиях в нейтральном статусе. А тем спортсменам, у которых сложилась своя кредитная история во время выступлений на мировом уровне, стоит задуматься о подаче исков к международным федерациям о взыскании финансовых потерь из-за введенных санкций.