Раньше на двух – теперь на четырех. Бионическое протезирование животных, инновационный опыт которого переняли в Лиде, становится более доступным в Беларуси

04 Октября 2021 2112
Цок-цок-цок-цок – слышен звон кафельной плитки пола ветеринарного кабинета центра «Кот Бегемот», словно стучат чьи-то каблучки. Но это не женские шпильки и вообще – не обувь. Ритмичные звуки шагов кошки Лапы издают протезы, которые стоят у нее на обоих передних конечностях.

Протезы, а точнее – лидский ветеринарный врач Павел Жульпа, который их поставил, улучшили животному-инвалиду качество жизни: раньше найденная волонтерами кошка могла сделать на задних лапках лишь несколько шагов, передних же у нее просто не было.

Уникальная операция была проведена в марте этого года. Надо сказать, что это событие сделало животное знаменитым. Теперь фотосессии для газет, съемки в различных телепередачах на «Лида ТВ», «Гродно плюс», СТВ, ОНТ, БТ, а также в сюжетах с Эдгардом Запашным на каналах НТВ и RT, выступление на лекциях по протезированию для студентов ветеринарных факультетов Гродно и Витебска для Лапы – дело привычное, разве что автографы у “медийной персоны” пока не просят. Кстати, квартирный вопрос для еще год назад бездомного животного вскоре также должен решиться: котейка переедет жить в столицу. Да не к кому-нибудь, а к самой Ирине Ромбальской – ведущей телеканала ОНТ, которая и выступила в роли одного из спонсоров протезирования.

Павел Жульпа навсегда вписал кошку Лапу в историю белорусской ветеринарии (подобно тому, как некогда прославились слетавшие в космос Белка и Стрелка) как первое животное, которому в нашей стране были протезированы сразу обе передние конечности. Впрочем, не упомянуть о двух пациентах-предшественниках Лапы было бы в корне неверно. Есть еще первый кот-пациент Филя и первая собака-пациент по кличке Хоуп, которые благодаря впервые проведенному в Беларуси лидским ветеринарным врачом протезированию теперь также имеют возможность ходить не на трех, а на четырех лапах, да так, что за ними порой не угнаться.

Инновационный опыт по бионическому протезированию животных Павел Жульпа перенял у коллег из Новосибирска, где четверолапые достаточно часто обмораживают конечности. «Фишка» же подобных операций заключается в том, что титановый протез в процессе заживления срастается с костью и становится ее продолжением. При этом изготавливается бионический протез не на глазок, а на основе 3-d моделирования конечности, поэтому для хвостатого пациента является, можно сказать, родным.

Помимо кошки Лапы в ветеринарном центре «Кот Бегемот» журналист «Лідскай газеты» познакомилась с котом Персиком, названным так из-за нежного цвета шубки, которую он носит. У хвостатого отсутствует задняя лапа, и это очередной пациент на протезирование. Реабилитацию бездомного животного взяли на себя волонтеры из Баранович (ООЗЖ «Мурзики» и лично Татьяна Овадинская). Бионический протез для кота уже готов. Персик также войдет в историю, ведь протез кота был сделан не в Новосибирске, где изготавливались «лапы» для трех первых животных, а в Беларуси (!), что позволило удешевить стоимость его изготовления почти в три раза.

Сейчас Персик находится в ветеринарном центре «Кот Бегемот», а вот операция животного пройдет в областном центре, в Гродненском государственном аграрном университете, с целью передать опыт молодому поколению ветеринаров. Эту идею, как и некоторые другие идеи Павла Жульпы, поддержал председатель Гродненского областного исполнительного комитета Владимир Караник. 

Необычным пациентом Павла Жульпы, которому также понадобилось изготовить протез, стал... ворон из Гродно. Птица не могла долго стоять на одной ноге и постоянно падала. Правда, операцию пернатому не делали, нецелесообразно: у птичьей лапы слишком маленький диаметр кости. Но благодаря 3-d моделированию был изготовлен съемный протез. Теперь ворон не только имеет устойчивую опору, но и может самостоятельно передвигаться. 

А еще в ветлечебнице Павла Жульпы журналисту «Лідскай газеты» удалось поговорить с хозяйкой кота Серика, которая приехала на консультацию из Ошмян.

– Очень хочется помочь моему любимцу, – поделилась женщина в беседе с корреспондентом своими планами. – Бедолага потерял лапу, попав в капкан, который, по-видимому, был выставлен на крыс. Травмированная конечность плохо заживает и доставляет коту неудобства – животное стало озлобленным, агрессивным. Ориентировочная стоимость протезирования (а это компьютерная томография, изготовление трехмерной модели лапы и бионического протеза, а также проведение самой операции) – тысяча рублей – меня не смущает. Ведь это, по большому счету, моя месячная зарплата. Предварительно необходимо провести дополнительное исследование. И если у кота не начнется заражение кости, в перспективе Серик вновь сможет передвигаться на своих четырех.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться