В Лиде проведена уникальная для Беларуси операция по вживлению бионического протеза вместо задней конечности у собаки
«Дай, Джим, на счастье лапу мне, такую лапу не видал я сроду…» Знал ли Сергей Есенин, что спустя 95 лет строчки из известного всем стихотворения «Собаке Качалова» не просто сохранят актуальность, а обретут совершенно иной смысл, станут даже своего рода пророческими? Вряд ли… И тем не менее такой лапы, какая теперь есть у обычной дворняжки Хоуп, нет ни у одной собаки в Беларуси.
В переводе с английского «хоуп» – значит «надежда». Может, именно благодаря кличке бездомная собака оказалась более удачливой, чем могла бы. Ее достаточно счастливая история начинается с того момента, когда животное, обессиленное и истощенное, нашли в Гомельской области и передали волонтеру из Новогрудка Ольге Шот. У собаки была травмирована задняя левая голень – кость просто торчала наружу, и вряд ли Хоуп дожила бы до преклонных собачьих лет, однако желание помочь спасло ей жизнь.
– Ольга привезла собаку в Лиду, в нашу ветклинику, – вспоминает врач Павел Жульпа. – Это было ровно год назад. Рентгеновское обследование показало, что верхняя кость целая, поэтому конечность можно ампутировать до половины, а в будущем попробовать протезирование. Собственно, именно с Хоуп и с ее случая началась большая и амбициозная проработка этого совершенно нового для нашей страны направления.
По заказу Павла Жульпы коллега из Новосибирска Сергей Горшков (к слову, единственный в России врач, который проводит уникальные операции по протезированию животных с ампутированными лапами) при помощи 3D-принтера изготовил бионический протез. Изделие сделали из сплава титана и гидроксиапатита. Весит протез всего несколько граммов. Он индивидуален – конкретно под Хоуп, ее массу, замеры кости.
Перед началом операции общий снимок
…День операции был назначен на начало недели – понедельник. В то время как Хоуп, не понимая свалившегося на нее собачьего счастья, сидит в клетке и радостно виляет хвостом, наблюдая за передвижениями людей, ветеринары Павел Жульпа (из Лиды) и Андрей Елисеев (из Гродно) слегка волнуются. Две недели назад они уже провели аналогичный по уникальности эксперимент, причем успешно: новую – бионическую – лапу тогда получил кот Филя, однако организмы, процессы заживления у собак и кошек совершенно разные. «Во второй раз как в первый», – подбадривают друг друга коллеги и начинают премедикацию – подготовку к операции. Пациентку ввели в анестезиологический сон, выбрили шерсть в достаточном объеме, взяли кровь на анализы, снова сделали рентгеновский снимок, установили внутривенные катетеры – весь процесс занял почти два часа! А потом примерно столько же длилась операция. Важно было правильно просверлить кость, вставить в лапку имплант и ушить культю так, чтобы потом не было осложнений, – и все получилось.
– Когда новость о сделанном впервые в Беларуси протезировании конечности коту облетела всю страну, к нам посыпался шквал звонков – коллеги из других городов интересовались, что да как. Это важный момент, так как расширяет границы ветеринарии в целом, в том числе в области травматологии, ортопедии, индивидуального планирования операции и многого другого. Вдобавок на нас вышли ребята, которые изготавливает медицинские индивидуальные протезы (правда, человеческие) в нашей стране, предложили сотрудничество. Но самое главное – меняется личный взгляд на ситуацию. К примеру, недавно к нам поступил котик с травмированной лапкой. И если раньше речь шла бы исключительно об ампутации, то сегодня я предложил хозяину протезирование, тем самым улучшив качество жизни животного. Только подумайте: это возможно в нашей стране, с нашими знаниями и возможностями, – эмоционально прокомментировал ветеринар Павел Жульпа.
Кот Филя и собака Хоуп сродни Белке и Стрелке. Только просторы покорились не космические, а ветеринарные. И сделано это было в Лиде! Пока Филя и Хоуп будут опираться на силиконовые наконечники, но уже в процессе печать 3D-лапок, которые будут напоминать настоящие.
Кот Филя чувствует себя более чем замечательно! Протез оброс кожей, дав прочное соединение. Ходит Филя пока неуклюже, но уже опирается на искусственную лапку и даже пытается почесать ею за ушком