«Потерь не избежать». Как работают турагентства в Лиде в нынешних условиях и что делать людям, чей отдых за границей был оплачен, но не состоялся

24 Марта 2020 4802

Напряженная эпидемиологическая обстановка в мире и, как следствие, временное закрытие границ поставило в затруднительное положение как представителей туристического бизнеса, так и их клиентов. Насколько серьезно коронавирус повлиял на деятельность турагентств? Что делать людям, чей отпуск за границей уже был оплачен, но не состоялся? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью с руководителями лидских туристических компаний.

«Деньги клиентов не пропали – они находятся в отелях»

В офисе туристической компании «Адрес лета» никакого ажиотажа не наблюдается. Телефоны «молчат», очередей из клиентов, требующих возврата денег за сорвавшийся отпуск, также нет.

– К сожалению, туризм на время остановился, поэтому сейчас мы подводим итоги за прошлый год, создаем порядок на рабочих местах, взялись за выполнение второстепенных дел, – говорит директор компании Геннадий Конон. – Увы, некоторых сотрудников пришлось отправить в отпуск за свой счет, так как денег сейчас брать неоткуда. Рад, что люди это понимают и стараются искать плюсы даже в такой ситуации: у них появилось время на семью, ведь работа в нашей сфере требует больших нагрузок.

К сотрудникам различных СМИ у Геннадия накопились определенные замечания из-за некорректной, по его мнению, подачи информации:

– Недавно читал статью на эту тему в интернете, и на вопрос журналиста: «Отказываются ли люди от путешествия?» – сотрудник туристической фирмы отвечает: «Был один отказ». А статья вышла под заглавием «Туристы массово отказываются от путевок». Это крайне непорядочно, некорректно. Считаю, на данный момент наша общая задача – правильно информировать людей о положении дел в туристической сфере. Ничего страшного не произошло. Да, нынешняя ситуация катастрофична для макроэкономики всего мира, но если все будут вести себя правильно, принимать взвешенные решения, ситуация должна нормализоваться. Сейчас нет ни въездного, ни выездного туризма. По моему мнению, когда проценты людей, заболевших коронавирусом и выздоровевших, начнут меняться в обратную сторону, у общества спадет паранойя и туризм потихоньку возобновит движение.

В данное время с самыми большими неприятностями столкнулись туристы, которые во время карантинных мер, принятых в ряде государств, застряли за границей. Регулярно организуются вывозные рейсы, которые помогают вернуть белорусов на родину. К слову, эта задача ныне является первостепенной для туристических компаний. Также важно снизить градус опасений по поводу сорвавшихся отпусков.

– Чтобы адекватно оценивать обстановку, нужно понимать схему, согласно которой оказываются туристические услуги, – поясняет Геннадий Конон. – Клиент платит деньги турагентству, которое по договору обязано в течение трех дней перечислить всю сумму туроператору. Затем средства поступают на счета иностранных партнеров. Проще говоря, деньги наших клиентов, которые не смогли отправиться в путешествие в запланированные сроки, никуда не пропали – они находятся в отелях. Принимающая сторона на время приостановила свою деятельность, поэтому вернуть средства обратно пока проблематично. Возможно, данный процесс растянется до конца текущего года.

По мнению директора компании «Адрес лета», самым правильным решением (при наличии такой возможности) будет не возврат денег, а перенос дат на август-октябрь. Почему? Дело в том, что некоторые туроператоры для клиентов, забронировавших путевки на более поздний срок, сохранили их стоимость по прежнему курсу доллара или евро. Но при возврате денег сумма в белорусских рублях, относительно действующего на тот момент курса валют, в эквиваленте окажется меньше. То есть при возврате потерь все равно не избежать.

К тому же Законом о туризме предусмотрены определенные условия расторжения договоров. Это может сделать любая из сторон при условии компенсации затрат. За расторжение соглашений отели и авиакомпании применят штрафные санкции. Выходит, вероятность возврата полной суммы клиенту минимальна.

– А можно ли перенести бронь на следующий год? – спрашиваю у собеседника. – Ведь не у всех работающих людей есть возможность перенести отпуск.

– Пока на такой длительный срок никто не загадывает, хотя некоторые туроператоры уже подтверждают свои обязательства до конца следующего года, – отвечает Геннадий. – Подобная ситуация была бы еще более выгодной для всех сторон. Думаю, турагентства в индивидуальном порядке с удовольствием подпишут такие договоры, так как это позволит отодвинуть срок выполнения своих обязательств.

«Оптимистично настроенных лидчан гораздо больше»

Спокойно относятся к сложившейся ситуации и сотрудники туристической компании «Отдых и туризм». Обилия новых клиентов здесь, конечно же, не ждут. Главная задача – минимизировать последствия уже ранее заключенных сделок.

– Люди, ранее забронировавшие путевки за границу, разделились на два лагеря, – рассказывает руководитель компании Наталья Родевич. – Одни верят, что обстановка скоро стабилизируется, и перенесли даты путешествия на поздний срок, другие пытаются аннулировать забронированные заявки, расторгая договоры на оказание туристических услуг. К счастью, оптимистично настроенных лидчан гораздо больше.

Наталья отмечает, что туристам, которые предпочитают активный отдых, не боятся отсутствия системы «все включено», гораздо проще отнестись к существующим проблемам и решиться перебронировать путевку.

– Особенно это касается тех, кто планировал провести отпуск в странах Азии, – говорит собеседница. – Они легко принимают решения и меняют направление для будущего путешествия. Сложнее тем, кто любит полежать на пляже, отдыхать пассивно. Такие люди поддаются панике и не всегда с пониманием относятся к проблемам, которые возникли не по нашей вине.

Наталья Родевич также поясняет, что при аннулировании договоров туроператоры выставляют штрафные санкции, то есть фактически понесенные затраты, которые необходимо будет компенсировать клиентам. Безусловно, их можно минимизировать после окончания даты тура. Например, если кто-то иной выкупил освободившееся место в отеле или самолете. Однако так бывает далеко не всегда. Поэтому она советует дождаться стабильной эпидемиологической обстановки в мире и попробовать запланировать отпуск на более поздний срок.

– Нашей главной головной болью до недавнего времени являлись туристы, которые застряли на территории других государств, – говорит директор компании «Отдых и туризм». – К примеру, двое наших клиентов, лидчан, сначала не могли вылететь со Шри-Ланки, где проводили свои отпуска, а после более суток провели в Москве, в аэропорту «Внуково». К счастью, они уже вернулись домой. Мы за них очень переживали. К слову, чтобы быть ближе к своим клиентам, решили не переходить на удаленную систему работы, как это сделали некоторые туристические агентства.

«Самое сложное – объяснить все ребенку»

А что думают по этому поводу сами туристы?

Лидчанка Татьяна Бокая 28 марта рассчитывала улететь с семьей в Египет. Увы, по понятным причинам отпуск сорвался и пока не ясно, состоится ли путешествие вообще.

– Планировали с мужем свозить ребенка на море, погреться на солнце, – говорит девушка. – Жаль, но отдых за границей не состоялся. Мы этому не удивлены, так как давно следим за эпидемиологической обстановкой в мире, читаем новости. Когда окончательно поняли, что путешествие отменяется, позвонили в турагентство. Хотели узнать, как вернуть деньги или же перебронировать путевку на другой период. Пока не приняли окончательного решения, так как неизвестно, когда откроют границы. Будем думать по мере поступления новостей. По моему мнению, вскоре ситуация должна поменяться. Ранее выявляли опасные болезни, переживем и коронавирус. Важно следить за гигиеной, причем делать это всегда, а не только в период сложной эпидемиологической обстановки. Если в нынешнем году не отправимся на море, то ничего страшного не произойдет, жизнь на этом не остановится. Полетим в другой раз. Однако самое сложное – объяснить ситуацию ребенку.

У жительницы Лиды Юлии Левкив вылет в Тунис запланирован на 4 июня. Пока что она даже и не думает о переносе отдыха.

– Слежу ли я за обстановкой с коронавирусом в мире? – задается вопросом лидчанка. – Нет. А зачем? Мне кажется, в новостях больше паники. Недавно прочла хорошую притчу, только про чуму. Вот идет она как-то по городу, а люди ее спрашивают: «Чума, сколько людей от тебя погибнет?» Она отвечает: «От меня – тысяча, а еще четыре тысячи – от страха». Единственное – узнала, до какого срока в Тунисе закрыты границы: до 4 апреля. Мне же лететь туда спустя два месяца. Есть время на то, чтобы подумать, как действовать дальше.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться