«Сапожников с маникюром не бывает». Обувных дел мастер из Лиды рассказала о тонкостях профессии, высоких каблуках и узких голенищах
Через золотые руки Галины Вертинской прошла не одна пара обуви. О каблуках и набойках она знает практически все. И о том, что многие годы отдала, казалось бы, совсем неженскому занятию, ни разу не пожалела. В небольшой, но уютной мастерской, которую женщина назвала своим именем, каждый день слышны звуки молотка и швейной машины. Местные жители знают: Галина возвращает к жизни неотъемлемый элемент гардероба любого человека.
– Если честно, то после окончания школы я поступала в гродненское училище на швею, – рассказывает героиня статьи. – Но там мне сказали: «Поезд ушел, и мест нет». А затем предложили другой вариант – профессию заготовщика верха обуви. Я сомневалась, получится ли. Все-таки это работа не с тканью, а с кожей и очень специ-фическая. Но потом согласилась. Освоив профессию, трудилась в двух частных мастерских. Начать свое дело долго не решалась. А потом все случилось само собой. И я очень рада, что теперь у меня есть собственная мастерская.
В умелых руках женщины побывали тысячи босоножек, туфель, сапог, ботинок и прочей обуви. Со временем пришел драгоценный опыт. К каждой паре, которую женщина в прямом смысле слова реанимирует, индивидуальный подход. Вооружившись отверткой, молотком, гвоздями, иголками, нитками и клеем, Галина творит чудеса. И неудивительно, ведь профессия сапожника творческая.
– Очень люблю экспериментировать, – внимательно рассматривая голенище принесенного сапога, отмечает Галина. – Могу делать разные сложные операции. К примеру, если поменять, поставить набойки или каблук, заменить подошву – дело привычное, то реставрация обуви – дело тонкое. Недавно ко мне обратилась за помощью молодая женщина. Ее домашний любимец – йоркширский терьер – каким-то чудом открыл дверь шкафа-купе, потом коробку с новой парой обуви и погрыз голенище одного сапога. Конечно, она была расстроена. Еще не успела похвастать обновкой – а тут такая форс-мажорная ситуация. Я согласилась помочь. Времени на работу ушло много, ведь нужно было вернуть обуви прежний вид. Но обе стороны остались довольны: я – работой, лидчанка – результатом. Теперь она мой постоянный клиент: не раз приходила в мастерскую. Нет, собака ее больше не хулиганила – была стандартная починка обуви.
Глядя на готовые к выдаче пары сапог и туфель, словила себя на мысли: Галина – настоящий профессионал. Не каждый специалист может так ювелирно сделать свою работу. Женщина признается: профессию свою любит и ради нее даже готова пожертвовать такой маленькой женской радостью, как маникюр.
– Какую обувь вы бы порекомендовали покупать нашим читателям?
– Конечно, из натуральной кожи, замши, велюра, но это, как говорится, по возможностям, – говорит моя собеседница. – Особенно стоит обратить внимание на изделия наших – белорусских – фабрик: будешь знать, что относишь не один сезон и при этом она, имея нужные анатомические изгибы, не причинит никакого вреда стопе. Что же касается обуви, которую, грубо говоря, привозят мешками, в данном случае действует принцип: «Авось удастся доносить сезон». В починку китайский эксклюзив я, конечно, беру, но если овчинка выделки не стоит, говорю об этом обязательно.
По словам мастера, к сожалению, случается и такое, что приходится исправлять ошибки других мастеров. Сегодня в данной профессии появилось много самоучек и подмастерьев. И не всегда они делают свою работу качественно.
– Недавно мужчина принес мне обувь, которую отдавал чинить в одну из мастерских города. Туфли не были почищены и обезжирены. А ведь любой профессионал в нашем ремесле знает, что делать это надо обязательно. Часто применяют не тот клей. А значит, не учитывают состав подошвы или просто-напросто не разбираются в этом. Потом сидишь, устраняешь чужие недочеты.
– А сколько сегодня стоит отремонтировать обувь?
– Цены на рынке ремонта обуви разные. Если брать мою мастерскую, то, к примеру, набойки женские стоят от 6 до 12 рублей, столько же – замена замков (на одну единицу). Зауживание, обрезка, расширение голенища – в пределах 15-20 рублей. Самая дорогостоящая работа – замена каблука и подошвы (от 25 до 35 рублей). Но тут я повторюсь: цена формируется в зависимости от объема работы (количества использованного материала), ее сложности.
Рассказывая о нюансах нелегкого труда, сапожных дел мастер не забывает напоследок дать советы. Любая обувь требует ухода, и для каждого вида кожи нужны соответствующие средства: для замши и нубука – одни, для гладкой кожи – другие.
– Кожа, нубук и замша чувствительны к химии, – отмечает хозяйка мастерской. – Плохие кремы и водозащитные спреи, содержащие спирт или силикон, со временем могут привести к тому, что внешний вид пары обуви станет огорчать. Нельзя использовать губки, пропитанные защитным составом, как основное средство ухода за кожаной обувью. Они хороши как временное средство: пришел на работу – стер грязь. Ну и, конечно, следует обращать внимание на погоду. К примеру, не стоит носить замшевую обувь, когда на улице дождь или слякоть, поскольку замша очень быстро впитывает влагу. И самое главное (это нужно знать каждому!): обувь нельзя сушить на батарее или под ней. Лучше набейте ботинок газетой, чтобы разгладить все складки, а затем поставьте недалеко от радиатора. Это верный дедовский способ.
Мастерская «У Галины» работает с 9.00 до 18.00 ежедневно, кроме выходных. Располагается она в жилом доме по улице Ленинской, напротив типографии. Так что если ваша обувь требует срочного ремонта – добро пожаловать в мастерскую!
*На правах рекламы