Суд вынес решение по делу о гибели лаборанта в ОАО «Торфобрикетный завод «Лидский»

20 Октября 2018 4117

В том, что несчастный случай, который произошел 9 февраля текущего года в ОАО «Торфобрикетный завод Лидский», привлек к себе внимание не только на Лидчине, нет ничего удивительного. На своем рабочем месте погибла 37-летняя лаборант предприятия. Без матери остались малолетние сын и дочь.

Сегодня, когда расследование по факту гибели лаборанта окончено и суд Лидского района вынес решение в отношении обвиняемого, мы расскажем об обстоятельствах дела, чтобы впечатать в память всем нанимателям и работникам: наведение порядка на рабочем месте – это не просто слова. Нарушение правил охраны труда на производстве, полученная из-за этого травма, а тем более смерть на рабочем месте – это трагедия. Ведь каждому из нас даже представить себе трудно, что близкий человек, который утром, как обычно, ушел на работу, больше оттуда домой не вернется.

А в данном случае семья погибшей считала торфобрикетный завод в поселке Первомайский таким родным для себя предприятием. Муж женщины работает машинистом тепловоза транспортного цеха, свекровь двадцать лет отработала транспортировщиком подготовительного отделения брикетного цеха. Сама погибшая тоже была не новичком в профессии – на должность лаборанта пришла работать в 2013 году.

В обязанности лаборанта физико-механичных испытаний торфа торфобрикетного завода входят отбор проб брикетов и определение их механической прочности. Для этого из отобранной и усредненной пробы брикетов набирают пробы массой по пять килограммов каждая. Пробу брикета загружают в барабан специальной установки и включают в работу. Продолжительность испытаний – минут десять. Затем барабан останавливают и производятся соответствующие расчеты.

В тот день, 9 февраля, в 11.40 лаборант приступила к привычной процедуре. Загрузила партию брикета в барабан, прикрепила к нему «барашками» крышку люка и включила установку. Когда барабан пришел в движение, одним из крепежей люка захватило куртку лаборанта, в мгновение ока намотало ее на барабан, а вместе с ней и женщину…

Начальник брикетного цеха находился на его территории, когда услышал доносившиеся из пристройки к лаборатории крики о помощи. Бросился в помещение и увидел, что лаборанта крутит на барабане установки для определения механической прочности брикетов. Добраться до пульта управления оборудованием, который находился на противоположной входу стене, начальник брикетного цеха не сумел. Стал звать на помощь сменного мастера. Оборудование отключили.

В это время работники брикетного цеха вызывали скорую медицинскую помощь. Примчавшаяся на вызов бригада медиков констатировала смерть лаборанта. Женщина скончалась от полученных травм, осложнившихся развитием травматического шока.

Лидским межрайонным отделом Департамента Государственной инспекции труда было проведено специальное расследование несчастного случая. Установлено, что одна из причин случившегося – применение для крепления крышки люка барабана самодельных крепежей (стандартной шестигранной гайки с приваренными к ней кусками металлической проволоки). Один кусок в виде овала был закреплен на боковых поверхностях граней гайки, второй фрагмент приварен к верхней части этого овала. Самодельный крепеж выступал над элементами конструкции. Им и захватило одежду работницы.

Немалую роль в случившемся сыграл и тот факт, что потерпевшая во время выполнения работ на установке для определения механической прочности брикетов была одета не в спецодежду, а в свою личную куртку с удлиненными полами.

Уголовное дело по факту гибели лаборанта ОАО «Торфобрикетный завод Лидский» было возбуждено в отношении старшего мастера по ремонту оборудования цеха. Его действия были квалифицированы по части 2 статьи 306 Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека. Именно он являлся ответственным за соблюдение требований охраны труда, проверку качества выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования брикетного цеха, его безопасности, содержания и эксплуатации, в том числе установки для определения механической прочности брикетов.

Обвиняемый не отрицал, что не обеспечил приведение установки для ОМПБ в соответствие с требованиями охраны труда.

Из показаний старшего мастера по ремонту оборудования цеха:

«Барабан установки физико-механичных испытаний в лаборатории в последний раз я осматривал примерно за неделю до случившегося. На момент осмотра оборудование не работало и было повернуто загрузочным люком вниз. Сам люк был снят, и где он находился, я не знаю. На виду его не было. Я проверил наличие ограждения на приводе цепной передачи, наличие заземления. Какие-либо недостатки выявлены не были.

Ранее я также неоднократно осматривал данную установку, но крышки люка не видел. Сама по себе она не представляет опасности и не требует к себе внимания. При этом установку я никогда не включал.

Крепление крышки в виде «барашков», изготовленных кустарным способом из гайки и стальной проволоки, я впервые увидел после несчастного случая. Кто и по чьей инициативе их изготовил, мне неизвестно. Наряд-допуск на изготовление «барашков» не оформлялся.

Оборудование лаборатории было установлено с момента ввода в эксплуатацию завода (70-е годы прошлого столетия). Где находилась документация на него, мне неизвестно. Я ее никогда не видел и не интересовался ею, так как оборудование не представляет сложности в обслуживании».

К слову, когда и как на крышке люка появились самодельные проволочные крепежи, не могли сказать и другие работники предприятия, которые проходили свидетелями по делу. На этот, казалось бы, малозначительный факт никто не обращал внимания.

Но не зря говорят, что висящее на стене ружье когда-нибудь может выстрелить, если сойдутся обстоятельства. В данном случае вдобавок к тому, что в нарушение правил охраны труда на оборудовании были наварены проволочные «барашки», лаборант за некоторое время до случившегося принесла на работу свою старую длинную куртку с капюшоном. Иногда женщина, в холодное время года выходя на улицу, надевала ее поверх спецодежды вместо рабочей хлопчатобумажной куртки с теплой подкладкой. В день трагедии именно в этой куртке она начала проводить в пристройке к лаборатории испытание механической прочности брикетов.

В ходе судебного заседания по делу в отношении старшего мастера по ремонту оборудования цеха были изучены скрупулезно собранные материалы дела, представленные доказательства, исследованы все обстоятельства совершенного преступления, допрошены все заинтересованные лица, свидетели. Он был признан виновным в нарушении правил техники безопасности, правил охраны труда, что повлекло по неосторожности смерть человека.

Суд назначил старшему мастеру по ремонту оборудования брикетного цеха наказание в виде двух лет и шести месяцев ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. Мужчина на пять лет лишен права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей по охране труда и технике безопасности.

Нет ничего дороже человеческой жизни. Разве справедливо, что из-за ряда простых оплошностей не стало молодой женщины – мамы, жены?

Люди, берегите себя, своих близких и тех, кому вы должны обеспечивать конституционное право на безопасные условия труда!

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться