Костюмы шьются, роли разучиваются. Как Дворец культуры города Лиды готовится к главному новогоднему шоу региона?

17 Декабря 2019 2512
Еще чуть-чуть – и в регионе будет дан старт новогоднему марафону утренников. Самое масштабное представление пройдет во Дворце культуры города Лиды. Перед зрителями развернется феерическое сказочное шоу с захватывающим сюжетом «В Снежном царстве, в Морозном государстве».

Праздничное настроение будут создавать большие сказочные декорации, детализированные костюмы главных героев, свет, музыка – полтора часа представления пройдут на одном дыхании. А между тем, им предшествовали месяцы работы! Журналист «Лідскай газеты» заглянул за кулисы, чтобы узнать, как создается сказка.

Утюги шипят, швейные машины строчат, в раскрой идут рулоны разноцветных тканей… В мастерских Дворца культуры горячая пора: здесь происходит превращение рисунков-эскизов в сказочные костюмы. В этом году главная елка региона предстанет перед зрителями яркой шоу-фантазией «В Снежном царстве, в Морозном государстве». Представление новое, на сцене ставится впервые, а потому закройщикам и швеям нужно создать более 50 оригинальных сценических образов! 

В костюме все должно быть продумано

– Работа над образами началась еще в октябре – вместе со стартом работы над сказкой в целом, – рассказывает режиссер-постановщик нынешнего представления Елена Новицкая. – Идеи для костюмов искали в интернете, а также в книгах и журналах. Несмотря на то что шоу будет по мотивам русской сказки, персонажи которой всем хорошо знакомы, каждый костюм мы все равно тщательно продумывали, чтобы и выглядел интересно, и движений на сцене не стеснял, и подходил актеру по характеру. 

То, что в рассказе Елены Васильевны уместилось в несколько предложений, на практике заняло недели работы. Ведь каждый костюм мало придумать, нарисовать – его нужно утвердить на художественном совете, и участие в этом принимает не один и даже не два человека. А ведь сколько людей, столько и мнений. 

– Конечно, спорим, – смеется Елена Новицкая. – Но это обычный рабочий процесс для творческого коллектива. К общему мнению все равно приходим. 


Над пошивом всех костюмов работают всего четыре человека. Среди них, к слову, и сама режиссер-постановщик Елена Новицкая. «Во Дворце культуры делает тот, кто умеет. Я умею шить – вот и шью», – объяснила она. 

 Работники Дворца культуры вспомнили, что самыми сложными в плане пошива были костюмы для новогодней постановки по мотивам сказки «Щелкунчик». Это было в 2007 году, и это был первый в Лиде спектакль с участием ростовых кукол. Много усилий потратили и на «Золушку», для которой платья шились на корсетной основе.  

Из того, что есть

– Вы даже не представляете, из чего порой создаются костюмы и реквизит, – вступила в разговор Лилия Некрасова, кладовщик Дворца культуры и по совместительству тоже швея. – В шоу-феерии «В Снежном царстве, в Морозном государстве», к примеру, будем накрывать стол для царского обеда. Так вот, свинью сделали из обычных пластиковых бутылок, которые обтянули тканью и раскрасили. Арбуз – это тоже бутылки, а еще поролон и газеты. Реквизит должен держать форму, быть большим (чтобы было видно из последних рядов), но при этом легким. 


Декорации для сцены делаются из подручных материалов: картона, фанеры, различных тканей. Иногда в ход идут и весьма неожиданные вещи – например, мусорные корзины. 


– Мы, работники культуры, никогда ничего не выбрасываем, – не отрываясь от работы над конем, говорит художник-оформитель Татьяна Рожко. – Потому что никогда не знаешь, что и где может пригодиться. К примеру, из палочек от мороженого я делаю снежинки, а осколками от разбитой игрушки потом украшаю. Мы, как сороки, падки на все, что блестит (смеется). Вот режиссер захотела, чтобы конь был мультяшный и чтобы зубы у него обязательно торчали, – вот и изворачиваюсь. Потом еще в яблоки его разрисую – будет красавцем!


У каждого свой сценарий и свои приметы 

На сегодняшний день практически все костюмы, реквизит и декорации уже готовы. Идут репетиции самого спектакля. На этом этапе «пишется» еще один, развернутый, сценарий: режиссер до мелочей продумывает световое решение, при чьих словах приглушить свет, чей выход подсветить – все замечания он вносит в сценарий и отдает осветителю. То же и с музыкальным сопровождением.

Так как собрать всех актеров, танцоров в одно время сложно, сначала все репетируют по отдельности. Затем будет несколько совместных прогонов, а в конце – генеральный. Кстати, работники Дворца культуры – исполнители главных ролей, второстепенные и массовку играют артисты образцового театра «Кокос», на подтанцовке – участники образцового ансамбля «Солнышко». 


– На первом представлении кто-то из нас обязательно идет в зал, чтобы проанализировать итоговую картинку, – рассказывает Елена Новицкая. – Честно говоря, довольными на 100% никогда не бываем. Конечно, зритель этого не замечает, но мы видим все свои недочеты и исправляем их. Описать словами весь процесс создания новогодней сказки, наверное, невозможно. Задействованы все – нельзя сказать, что трудилось всего несколько человек. Чтобы читатели понимали, насколько это сложно, стоит напомнить: новогоднее представление – только одно из значимых событий в календаре Дворца культуры. Параллельно проходят и другие мероприятия, которые тоже требуют большой подготовки. 


Работники Дворца культуры постоянно работают в авральном режиме, отчего поневоле становятся суеверными. Сорвать план, не успеть к сроку ни в коем случае нельзя. В каждом профессиональном сообществе есть свои меры предосторожности, позволяющие отвести возможные несчастья. Например, во Дворце культуры считается, что если ты уронил сценарий, то нужно очень быстро на него сесть. а если во время примерки актера нечаянно укололи булавкой, то он обязательно ответит: «Это к счастью». 

Из новогодних желаний 

Культработники трудятся для того, чтобы зрители были счастливы. Однако они не против, чтобы их тоже осчастливили, чтобы к ним также заглянул Дед Мороз. А заветное желание у работников Дворца культуры одно: «под елкой» здесь мечтают увидеть большой светодиодный экран. «Сейчас мы вынуждены под каждое мероприятие заказывать отдельный баннер. А экран решил бы данную проблему, да и в плане театрализации это было бы шикарно. В 2020 году Лида будет носить почетное звание культурной столицы, мероприятий будет много. Понимаем, что светодиодный экран стоит дорого. Но ведь мечтать не вредно, да и когда это делать, если не под Новый год?!» – поделились своей мечтой с журналистом «Лідскай газеты» работники Дворца культуры. 

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться